В 2012 году начнется проектирование второй окружной дороги вокруг Петербурга, через год планируется приступить к ее строительству. Первый участок автотрассы может быть введен уже через два года. Об этом шла речь на "круглом" столе, посвященному перспективам развития жилой застройки вокруг кольцевых автодорог.
По словам заместителя генерального директора ГК «Дорсервис» Евгения Медреса, вторая кольцевая дорога необходима Петербургу, так как уже сегодня существующий КАД работает с большой перегрузкой. Интенсивность движения на кольцевой в сутки – от 40 тыс. автомобилей на севере и до 120 тыс. – на юге. В выходные дни по КАДУ проезжает до 180 тысяч автомобилей. «Это тревожные звонки, и нужно что-то делать, так как со временем проблема перегруженности трассы будет обостряться, и ее нужно решать уже сейчас», - подчеркнул Евгений Медрес.
Два кольца, два варианта
Он также отметил, что в настоящее время обсуждается два варианта строительства автодороги - на отступлении от КАД на 50 км (так называемым «проект по бетонке») и на 25-30 км от существующей трассы. По мнению экспертов, на данном этапе планирования наиболее предпочтительным является вариант КАД-2, который более приближен к городу, и проходит между КАД-1 и бетонной дорогой. По мнению Евгения Медреса, с точки зрения затрат необходимо учитывать не только строительство самой автотрассы, но и возведение съездов и подъездов с нее. А потому, чем дальше от города будет проложена КАД-2, тем дороже она обойдется. Ориентировочная стоимость проекта, озвученная экспертами – 265 млрд. рублей. Евгений Медрес также рассказал, что по предварительному расчету протяженность трассы составит 190 км, это будет 6-ти полосное полотно с интенсивностью 40 - 60 тыс. автомобилей и ориентировочно с 12-тью транспортных развязок. Она позволит более эффективно решить задачи города и области. Предполагается, что автодорога облегчит автомобилистам сообщение между городами области - Гатчиной, Всеволожском, Токсово. Трасса должна быть федеральной, она будет оптимальна для связи транзитного сообщения с Мурманского, Таллинского и Киевского шоссе при движении в страны ЕС через Финляндию. И так как денег у государства на строительство второй кольцевой автодороги вокруг Петербурга нет, то, скорее всего, она будет платной.
Плюсы и минусы окружной
Вопрос о необходимости строительства КАД-2 поддерживают и областные чиновники. Так, по мнению начальника сектора реализации крупных инвестиционных жилищных проектов комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области Игоря Горохова, очевидными плюсами этого проекта является транспортная доступность. Кроме того, эта автотрасса будет способствовать развитию промышленности и жилых центров. «В перспективе радиальная автодорога станет решением для перевозки грузов из порта Усть-Луга», - считает Игорь Горохов. Кроме того, развитие КАД-2, должно будет способствовать развитию и самих муниципальных образований.
Как рассказал генеральный директор «Фаэтон – девелопмент» Игорь Черняк, второй КАД нужен хотя бы даже в виде плана, чтобы главы муниципальных образований, имеющих сегодня на своей территории, условно говоря, два курятника и три свинарника, заложили требования на перспективу и начали заниматься территориальным планированием. «Я общаюсь с этими людьми, и меня поражает масштаб маниловщины, который там происходит. Эти парни рассуждают о том, что в будущем они будут строить промзону на 50 га, и поселок на 200 га», - рассказывает он. И они должны знать, что если по их землям пойдет окружная дорога, то вместе с ней к ним придет и развитая дорожная инфраструктура – будут строиться заправки, кафе, отели и развлекательные комплексы.
Стоит отметить, что проект строительства КАД-2 планируется реализовывать посредством ГЧП. Однако представители бизнеса считают это невыгодным. «Дорожный проект окупается в течение 20 лет. Кто будет вкладывать в Россию деньги на 20 лет? – спрашивает Игорь Водопьянов, управляющий партнер УК «Теорема», - Миллиарды есть только у банков. Найдут банк – будет КАД-2, не найдут – не будет. В ближайшие 10 лет строительство точно не начнется», - считает он. По мнению Игоря Водопьянова, на сегодняшний день в Петербурге достаточно мест для приложения капитала, и не зачем «размазывать» город за КАД, так как он должен быть компактным. Г-н Водопьянов считает оптимальным путем развития города реновацию промышленных зон.
В свою очередь застройщики, работающие на территории Ленинградской области, придерживаются несколько иной позиции. «Дороги важны для девелоперов, однако нельзя упускать из внимания инженерию. Если радиальная автодорога будет грамотно спланирована, то ее строительство поспособствует развитию малоэтажного строительства в области», - считает Петр Верцинский, руководитель проекта жилого района «Ванино».
«Девелоперу лучше уходить за КАД, там проще работать, в том числе с точки зрения эффективности», - резюмирует Эльдар Султанов, директор департамента новостроек АН «Бекар».
«Проекты у КАД-1 очень интересны, - заявляет Михаил Гущин, заместитель руководителя отдела стратегического консалтинга Knight Frank Saint Petersburg, - однако есть некоторые моменты, которые нельзя упускать из внимания. Проект КАД-2 пройдет по большому количеству уже раскупленных земель, на которых есть коттеджные поселки глубокой степени планировки - Ломоносовскому, Гатчинскому, Тосненскому, Всеволожскому». Совокупно на эти районы приходится более половины (примерно 150 поселков, чуть более 10 тысяч домов и участков в продаже) от всего объема предложения в коттеджных поселках Ленобласти. В этих же районах готовятся к выходу наиболее масштабные проекты комплексного освоения территории под жилищное строительство». Вопрос, учитывают ли расчеты себестоимости строительства затраты на выкуп земель у частников, остается открытым. По мнению Михаила Гущина, с учетом затрат на выкуп земельных участков у собственников, финальная стоимость КАД-2 будет на самом деле в два – три раза выше озвученной цифры. Если только государство не станет просто изымать территории под будущее развитие Петербурга. «Так, что насколько реализуем проект КАД-2 – это еще вопрос», - заявил он.
В числе транспортных приоритетов
Между тем, созданный правительством РФ Координационный совет по развитию транспортной системы Санкт – Петербурга и Ленинградской области определил перечень первоочередных объектов развития транспортной инфраструктуры на 2012-2014 гг. И в нем особое внимание уделено строительству КАД-2. Как заметил Евгений Медрес, в настоящее время готовятся пакет документов в Минтранс, чтобы в следующем году включить объект в Федеральную целевую программу. И если все сложится, то к строительству КАД-2 приступят уже в 2013-2014 годах. Вот только вопрос, когда вторая кольцевая станет реальной дорогой? Ведь не секрет, что первое ТЭО на КАД-1 было разработано еще в прошлом веке – в 1969 году. К ее строительству приступили только в 1997 году, а завершили работы – в 2011-м.