Дело в цене: 7 приоритетов при выборе доступного жилья - на что обращают внимание покупатели?
Генеральный директор компании «МИЭЛЬ-Новостройки» Наталья Шаталина рассказала порталу Restate.ru о том, как выглядит современное доступное жилье, что важно покупателям, и чем они в случае необходимости могут пренебречь ради выгодной цены.
Примерами проектов классического экономкласса можно назвать мкр. Некрасовка в Москве, «Переделкино Ближнее» и «Первый Московский» в Новой Москве, «Зеленоградский» в Московской области. Классический экономкласс подразумевает панельное домостроение, причем преимущественно по старым панельным сериям. А вот использование модернизированных панельных серий позволяет иногда отнести проект даже к комфорт-классу, потому что существует вариативность в планировках, привлекательные фасады. Если еще и застройщики тщательнее прорабатывают общую концепцию проекта, добавляя элементы из комфорт-класса, то он вполне может быть отнесен к более высокому классу.
Например, проект «Римского-Корсакова, 11» относят к комфорт-классу, хотя строительство ведется по панельной технологии. Также в проекте «21/19» первые корпуса были панельными, теперь же выводятся монолитные корпуса в продажу и проект переформатирован на комфорт-класс. Стоит отметить, что последние годы четкие границы между эконом- и комфорт-классом стираются, именно поэтому, чтобы сгладить возникающие противоречия в классификации, некоторые выделяют дополнительные подклассы.
Кстати, характеристики комфорт-класса в Москве и в Московской области отличаются, например, в столице наличие подземного паркинга является обязательным, а в Подмосковье ограничиваются наземным. В Новой Москве ситуация более соответствует подмосковной.
Если рассмотреть предложение по сегментам, то мы видим, что в Москве преобладает бизнес-класс – 47,7% в общей структуре. Еще 43,3% приходится на проекты комфорт-класса и 9% - на проекты бизнес-класса. В Новой Москве и Московской области однозначно преобладает комфорт-класс – 71% и 74,3% соответственно. На присоединенных территориях 22,5% предложения составляет экономкласс и еще 6,5% - бизнес. В Подмосковье (зона до 30 км от МКАД) – 17,6% на экономкласс и еще 8,1% на бизнес-класс.
Можно условно проранжировать важность требований к новостройке при покупательском выборе. Для разных классов новостроек различная иерархия предпочтений покупателей.
Безусловно, что на первом месте находится бюджет покупки, особенно сейчас, в кризисное время, когда платежеспособность покупателей снизилась.
На втором месте – стадия строительной готовности. Здесь покупатели оценивают как реальную стадию строительной готовности, так и предполагаемую дату сдачи дома. При этом покупателями движут разные причины. Одна категория покупателей в экономически непростое время старается минимизировать возможные риски, поэтому выбирают вариант новостройки на высокой стадии готовности. Другая категория покупателей в попытке как можно больше сэкономить выбирает варианты на начальной стадии строительной готовности, когда в проекте предлагаются минимальные бюджеты. Как правило, вторая категория уже столь смело выбирает квартиры во второй и последующих очередях проекта, когда есть успешно реализованная или сданная первая очередь, что является хорошим примером того, что проект будет успешно достроен.
На третьем месте – транспортная доступность. В данном случае покупателю крайне важно, как он сможет добираться на общественном транспорте. Безусловно, что приоритетным видом транспорта является метро и МЦК, далее уже железнодорожное сообщение. Также при удаленности от станций метро или ж/д станций покупатель обращает внимание наличие остановок общественного транспорта, частоту отправления автобусов и пр. В этом случае перспективные станции метрополитена не оказывают решающего влияния на покупателей. Влияние строящейся станции метро на покупателей видно уже именно на завершающей стадии строительства станции – когда четко видно, где находится сама станция и понятно, что в ближайшей перспективе она будет открыта.
На четвертом месте – насыщенность инфраструктурой. Безусловно, что для покупателей важно наличие в шаговой доступности таких объектов инфраструктуры как школы, детские сады, магазины и пр. Также внимание уделяется наличию фитнес-центров и развлекательных объектов. Покупательское предпочтение отдается тем застройщикам, которые имеют договоренность с будущими якорными арендаторами, следовательно, даже при строительстве уже понятно, какой набор услуг будет доступен покупателю при заселении, а коммерческие площади на первых этажах не будут долгое время пустующими.
Наличие собственных школ и детских садов в жилом комплексе предпочтительно, потому что в этом случае это значит, что не будет повышенной нагрузки на существующие объекты, к тому же они будут максимально близко расположены.
На пятом месте – качественные характеристики самого дома. Несколько лет назад покупатели значительно меньше обращали внимания на качественные характеристики дома, чем сейчас. Рынок постоянно развивается, проекты совершенствуются, выбор огромен – все это побуждает покупателей обращать внимание и на качественную составляющую проектов (архитектура дома, фасады, благоустройство придомовой территории, озеленение, детские и спортивные площадки, отделка мест общего пользования).
На шестом месте – схема покупки. Конечно, договор долевого участия – наиболее понятная, прозрачная и предпочтительная схема покупки. Прямой договор купли-продажи даже более надежен, но так как на готовые новостройки приходится порядка 5% покупательского спроса, то он заключается не так часто.
На седьмом – характеристики квартиры. В этом случае покупатель уже обращает пристальное внимание на планировку квартиры, высоту потолков, размер кухни. Наличие отделки в квартире также включается в этот пункт.