Авиагородок у петербуржцев, как правило, вообще не ассоциируется с территорией, где можно купить квартиру. Распространенный стереотип: там живут либо студенты и преподаватели Университета гражданской авиации, любо летчики со стюардессами, а обычному человеку здесь не поселиться. Однако на самом деле это совершенно не так.
Микрорайон Авиагородок, как понятно из названия, изначально как раз и предназначался для проживания летного состава, да и вообще для тех, кто имел прямое отношение к авиации. Его создание наряду с самим аэропортом было предусмотрено Генпланом еще в середине 20-х. Однако строительство началось лишь в 1932-м, когда уже начал функционировать аэродром «Шоссейный» (так тогда назывался нынешний «Пулково»), представлявший из себя грунтовую ВПП и единственный административный корпус.
За девять лет строители успели возвести несколько жилых домов, три общежития, здание института инженеров Гражданского воздушного флота, клуб и школу. Впрочем, почти все они были разрушены в годы Великой Отечественной, так же как и здание аэровокзала. В 1946 году Авиагородок начали восстанавливать, впрочем, довольно медленно. По-настоящему массовое строительство здесь развернулось лишь 30 лет спустя.
Весь покрытый зеленью
Авиагородок, ограничен на юге Внуковской улицей, на востоке - небольшой лесополосой, отделяющей аэропорт от жилых кварталов Дачного и Ульянки, на севере и западе - КАДом и Пулковским шоссе.
Каждому, кто сюда попадет, микрорайон, наверняка, напомнит небольшой провинциальный городок: много зелени, в которой дома буквально утопают, небольшая высотность (даже девятиэтажек здесь буквально несколько штук, а превалируют 3-5-этажные здания), есть и своя «дачная территория» - садоводство с ветхими деревянными домишками. При этом номинально он считается частью престижного Московского района.
Жилой фонд Авиагородка не слишком велик, но при этом довольно специфический. Прежде всего, здесь промзоны и жилые кварталы перемешаны настолько, что практически сливаются. Обычная картина: жилой дом, детская площадка, за ней склад, потом бизнес-центр и снова жилой дом. В Авиагородке находятся представительства авиакомпаний, логистические центры, обрабатывающие авиагрузы, офисы разнообразных компаний, работающих в сфере воздушных перевозок. Разумеется, центральное место (в прямом и переносном смысле) занимает Университет гражданской авиации (СПбУГА).
Примерно 30% жилого фонда Авиагородка составляют общежития. Правда, некоторые студенческими по факту уже не являются и живут там зачастую люди к ВУЗу никакого отношения не имеющие. Зато при СПбУГА имеется медсанчасть - одна из лучших в городе, и собственный стадион (их, кстати, в микрорайоне сразу несколько). Имеется также и детский сад, была и школа, но ее несколько лет назад закрыли.
Кирпичное царство
Интересно, что в Авиагородке совершенно отсутствует панельное жилье. Самым старым зданием является четырехэтажное общежитие в стиле сталинского неоклассицизма, построенное в середине 1930 годов. Правда, сейчас оно находится в полуаварийном состоянии.
Зато другое жилое здание из той же эпохи сохранилось куда лучше: это 3-4-этажный дом 1935 года постройки на 94 квартиры. Он составляет единое целое с частью здания, занятой администрацией аэропорта, и Домом культуры Авиаработников. Но, надо сказать, в отличие от большей части Московского района, «сталинки» здесь отнюдь не фешенебельны и престижным жильем ввиду своего не самого лучшего состояния не считаются.
Большинство жилых домов было возведено в 70-е и 80-е годы, в настоящее время нового строительства здесь нет и, скорее всего, не предвидится. Отметим, что большинство из четырех десятков домов Авиагородка построены по индивидуальным проектам. Например, оригинальный дом круглой формы на Штурманской ул. А также два пятиэтажных дома-гиганта на Взлетной улице очень странной конфигурации и в общей сложности аж на 800 квартир.
Впрочем, большая часть жилого фонда - это типовые кирпичные дома серии 1-528кп10. Они подразделяются на два типа: обычные на 4 парадные (80 квартир с балконами) и так называемые «укороченные» (то есть более узкие в торце) дома на 7 парадных и 139 квартир. В последних невозможно разместить «трешки» и даже «двушки» с трудом влезают, так что большинство квартир в зданиях такого типа - однокомнатные.
Редкий товар
На вторичном рынке Петербурга квартиры в Авиагородке представлены в очень небольшом количестве. Все-таки, несмотря на очевидные достоинства вроде большого количества зелени, микрорайон этот довольно специфический. Во-первых, из-за своей обособленности от «остального мира» - попасть сюда можно лишь по одной дороге и никакой альтернативы в ближайшее время не предвидится.
Во-вторых, абсолютное большинство жителей Авиагородка по-прежнему имеют прямое отношение к авиации, то есть отнюдь не стремятся переезжать в другие районы Петербурга. В-третьих, довольно значительная часть квартир принадлежит юридическим лицам (в частности, авиакомпаниям), которые избавляться от своей собственности необходимости не видят.
Но все, же предложение есть. В основном это двух- и трехкомнатные квартиры площадью 40-65 кв.м. В «сталинских» домах «квадрат стоит 72-75 тыс. руб., небольшая «трешка» обойдется в скромные 4,5 млн. руб., то есть чуть дороже, чем аналогичная квартира в хрущевке недалеко от метро. Квадратный метр в более новых домах продается в среднем по 85-90 тыс. руб. Тридцатиметровую «однушку» можно приобрести за 3 млн рублей, трехкомнатная обойдется в 5 млн. руб. Интересно, что продаются здесь и земельные участки. Стоимость сотки - 140-170 тыс. рублей.