В Петербурге определяют правила для новых проектов комплексного развития территорий
Кто и как будет управлять строительством в КРТ — интрига сохраняется
Власти Санкт-Петербурга начали формировать законодательную базу для запуска комплексного развития территорий. Новые поправки определяют роли участников, но бизнесу пока неясны детали реализации. Что изменится и какие вопросы остаются открытыми.
В Санкт-Петербурге стартовал процесс законодательного оформления комплексного развития территорий, который был приостановлен почти два года назад. Городские власти начали приводить местные нормы в соответствие с федеральными требованиями, чтобы создать прочную основу для будущих масштабных строительных проектов. Как сообщает «Деловой Петербург», в Смольном уже определили, кто будет отвечать за реализацию КРТ, однако у представителей бизнеса по-прежнему остаются вопросы к деталям механизма.
Недавно Законодательное собрание города одобрило изменения в закон о градостроительной деятельности. Теперь правительство Петербурга получило право назначать оператора КРТ — компанию, которая будет вести проект от начала до конца: от подготовки документов до работы с собственниками недвижимости. Такой подход позволяет городу контролировать процесс и одновременно привлекать инвесторов, заинтересованных в развитии конкретных территорий.
Поправки были необходимы, чтобы привести местное законодательство в соответствие с федеральными стандартами, закрепленными в Градостроительном кодексе. Согласно новым правилам, оператором КРТ может стать юридическое лицо, где не менее половины принадлежит городу. Для каждого проекта будет создан отдельный оператор, что, по мнению городских чиновников, позволит гибко подходить к управлению разными территориями.
Власти считают, что единая компания-оператор для всех КРТ неэффективна. Вместо этого предполагается, что инвесторы, заинтересованные в конкретных проектах, смогут стать соучредителями операторов. Такой подход должен упростить решение имущественных вопросов и ускорить согласование между всеми участниками процесса. Однако пока не определена точная организационно-правовая форма операторов — этот вопрос остается открытым и будет решаться позже.
Несмотря на принятые изменения, у девелоперов и некоторых депутатов сохраняются сомнения относительно практической реализации новых правил. Закон дает правительству города право назначать операторов, но не раскрывает, как именно будут отбираться территории для КРТ и по каким критериям будут выбираться компании-операторы. В России существует несколько способов запуска таких проектов: через публичные торги, конкурсы или прямое назначение с участием субъекта Федерации. Петербург пока не определился, какой из вариантов станет основным.
Активизация работы над нормативной базой совпала с обновлением стратегии социально-экономического развития города. Власти поставили амбициозную задачу — улучшить жилищные условия для четверти миллиона семей к 2035 году и увеличить объем ввода жилья до 45 миллионов квадратных метров за десять лет. Для достижения этих целей потребуется ускорить темпы строительства, и без эффективного механизма КРТ сделать это будет невозможно.
Принятые поправки — лишь первый шаг к возобновлению системной работы по комплексному развитию территорий. Напомним, что ключевые положения закона были заморожены до 2026 года, но город решил заранее подготовить нормативную базу. Это позволит к моменту возвращения закона четко определить, как будут выбираться операторы и распределяться ответственность между всеми участниками процесса.
По информации «Делового Петербурга», бизнес внимательно следит за развитием ситуации и ждет разъяснений по ряду вопросов. В частности, инвесторов интересует, как будет обеспечиваться прозрачность отбора операторов и какие гарантии получат участники проектов. Пока же можно говорить лишь о начале большого пути — впереди предстоит еще много работы по детализации новых правил и их внедрению на практике.
ул Малая Морская, д. 15, литера А, помещение 11-H, офис 5190031Санкт-Петербург,