Константин Апрелев: Сдача внаем жилья – не предпринимательская, а рентная деятельность
Минстрой РФ и Агентство ипотечного жилищного кредитования (АИЖК) ради вывода из тени рынка съемного жилья предложили нанимателям частичную компенсацию, если договоры аренды будут оформлены официально, через покупку патента. Однако сдачу жилья следует рассматривать не как предпринимательскую, но как рентную деятельность, заявил вице-президент Российской гильдии риэлторов Константин Апрелев в одной из передач Общественного российского телевидения.
По его словам, официально оформляют отношения менее чем 5% наймодателей и нанимателей. Большая часть населения сдает жилье не потому, что занимается коммерческой деятельностью, а потому что пытается увеличить доходы. «И в этом смысле они не воспринимают это как коммерческую деятельность», - сказал Апрелев.
Сейчас есть три варианта налогообложения. Первый – когда по истечении года
наймодатель фиксирует доходы, заполняет декларацию и платит налог - 13% от доходов. «В данном случае вы реализуете свое право собственника», - подчеркивает Апрелев.
Второй вариант уплаты налога – это если вы зарегистрировались как индивидуальный частный предприниматель: соответственно, это 6% с доходов. «Но отнести никаких расходов на содержание нельзя. И это уже платежи каждый квартал, а в некоторых случаях ежемесячно, в зависимости от выбора системы налогообложения», - пояснил Апрелев.
И третий вариант – это патент. Москва в 2014 году первый раз реализовала такую схему, но патентами воспользовалась очень незначительная часть населения. При этом налоговые сборы не возросли глобально – в 1,5 – 2 раза по каким-то категориям недвижимости. «Но это не тот результат, на который нацелено совершенствование налогообложения в этой системе», - заключил Апрелев.
По его мнению, для вывода рынка съемных квартир из тени нужен иной подход: «С моей точки зрения, недвижимость – это рентный доход, то есть у вас есть капитал, вы этот капитал вложили в недвижимость и получаете от этой недвижимости рентный доход. По сути, это не предпринимательская деятельность, скорее, это деятельность по получению дохода на рентный капитал – то, что происходит сегодня в банковской сфере: вы кладете денежные средства на депозит и, как ни странно, получая достаточно большую ставку по доходам (а ставка где-то от 10 до 15% сегодня по депозиту в разных банках), вы никаких налогов с этих доходов на рентный капитал не уплачиваете, если эта ставка не выше на сегодня 15% годовых в рублях. Почему бы не сделать, например, такой же формат для тех людей, которые получают рентные доходы на рентный капитал, но в сфере недвижимости? У нас есть кадастровая стоимость, которая сегодня имеется у каждого объекта, потому что налог на недвижимость определяется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Это по сути стоимость объекта недвижимости и стоимость того капитала, который вложен в недвижимость. Давайте мы скажем, что если человек получает хотя бы меньше ставки рефинансирования 10%, то он не будет уплачивать налог; если больше, то будет уплачивать налог. Но вот в этой ситуации мы бы вывели вообще весь рынок из тени, то есть люди бы зарегистрировали все договоры, а уже дальше можно управлять этими процессами, понимая, кто сдает недвижимость, кто не сдает. Либо введя очень низкую ставку – например, 2% – на доходы как на доходы, не связанные с предпринимательской деятельностью, и легализовать весь рынок. Потому что на самом деле 2% – это, наверное, тот платеж, ради которого люди бы пошли на заключение официальных отношений, для того чтобы защитить свои интересы».