В 2020 году в Москве планируется к открытию более 120 тыс. кв. м. коворкингов
В следующем году, по прогнозам Colliers, в Москве собирается открыться около 122 тыс. «квадратов» гибких офисов, что увеличит показатели 2019-го более чем вдвое (54 тыс. кв. м). В дальнейшем, по прогнозам экспертов, доля коворкингов в столице будет только увеличиваться - на 30-40% ежегодно.
Также из трендов: увеличение на 50% средней площади коворкинга. Согласно исследованию компании Colliers, на сегодняшний день средний размер гибкого пространства сетевых операторов сейчас составляет 3 247 кв. м., а вообще площади варьируются от 1000 до более чем 3000 кв. м. Средний метраж будущих объектов - уже 4 800 кв. м. Что интересно, в новинках меньше места отведено под традиционный open space, и больше - под обособленные кабинеты и площадки для проведения мероприятий.
В тройку лидеров по объему гибких пространств в Москве входят операторы Regus, WeWork и SOK. Также среди организаторов - Ceo Spaces, Businessclub, «Ключ», говорится в сообщении пресс-службы Colliers. При этом многие девелоперы классических БЦ чаще всего предусматривают наличие в них коворкингов как часть традиционных офисов. Например, компания Capital Group уже открыла 2 площадки в ДЦ «Москва-Сити», в планах открыть еще столько же. О1 Properties также анонсировал открытие 4 площадок собственной сети гибких пространств Space 1. В новое направление намерена инвестировать и ГК «ПИК», и MR Group. Места под коворкинги выбирают в основном в районах с высокой концентрацией деловой активности, в большинстве своем – в ЦАО.
Что касается резидентов, то арендуют такие площадки маркетологи, пиарщики и дизайнеры (32%), на втором месте – «IT, телекоммуникации, медиа» (24%), на третьем месте – «производство» (15%), говорится в исследовании.
Стоимость аренды рабочего места варьируется от 19 до 30 тысяч руб./месяц, в зависимости от типа размещения сотрудника, локации внутри города, типа и качества пространства,
По прогнозам Colliers, в ближайшей перспективе в Москве сохранится активный рост предложения коворкингов на 30-40% ежегодно, а среди сетевых операторов – увеличится в два раза. Такой рост обусловлен ненасыщенностью рынка такого рода предложением, а также трансформацией существующих товаров и услуг.