Несмотря на введение жестких нормативов по обеспечению загородных ЖК и поселков образовательной инфраструктурой, для родителей, которые заботятся не только о комфорте, но и о достойном образовании для своих детей, Подмосковье все еще остается проблемным регионом.
Как подсчитали аналитики рынка, только 12% всех загородных проектов в Подмосковье имеют на своей территории детские школьные и дошкольные учреждения. При этом позволить себе строительство школы и детского сада, не испытывая бюджет на прочность, могут разве что девелоперы элитного загородного жилья.
Дорогое удовольствие
Наличие детской инфраструктуры считают одним из важных критериев 60% покупателей, которые приобретают загородное жилье в качестве второго дома. И 100% клиентов, которые перебираются за город из мегаполиса и планируют жить в нем постоянно, - рассказывает коммерческий директор RDI Дмитрий Власов. Поэтому школы сегодня строят, как правило, в крупных поселках, где наличие детского школьного и дошкольного учреждения является обязательным требование законодательства.
Себестоимость строительства школы или детского сада составляет порядка 0,7-1 млн. рублей в расчете на одно место. Столь высокие расходы объясняются тем, что подобные объекты всегда сдаются в конфигурации «под ключ». При этом речь идет не только о полном ремонте, но и обо всех элементах наполнения – мебель, текстиль, сантехническое оборудование и т.д.
«Чаще всего строительство школы – дорогое удовольствие для девелопера, - рассказывает директор департамента аналитики и консалтинга «Метриум Групп» Анна Соколова. В большинстве случаев застройщики возводят небольшие поселки на территории в 15-30 га. И в таких проектах школа может просто «съесть» практически всю маржу».
Однако ряд девелоперов готов понести не только эти, но и дополнительные расходы, считая, что внимание, уделенное образовательной инфраструктуре поселка или ЖК, окупится при продаже жилья. Типовая школа при прочих равных обходится застройщику дешевле на 20%; индивидуальный проект хоть и стоит дороже, но добавляет целостность всему жилому комплексу, что позволяет девелоперу не закладывать переплату в стоимость квадратного метра, а увеличивать темпы продаж квартир 5-10%, считает директор по маркетингу Urban Group Леонард Блинов.
Дело не только в цене
В среднем доля затрат на строительство инфраструктуры в объеме общих затрат составляет 10-12%. Проблема заключается трудностях дальнейшей эксплуатации. В отличии от города, где построенная на территории жилого комплекса школа или детский сад, будет, как правило, передана муниципалитету, в загородном поселке девелоперу придется саму решать, как эту школу или сад эксплуатировать. И оптимального с рыночной точки зрения ответа на этот вопрос сегодня не существует.
«Муниципалитет не выкупает школы, а берет их на баланс. При этом делает он это не так часто, - объясняет Анна Соколова. - С одной стороны власти постоянно заявляют о том, что в городах, поселках ощущается острая нехватка объектов социальной инфраструктуры. Поэтому они требуют строить школы и детские сады. Но с другой стороны – застройщикам не всегда удается передать такие объекты муниципалитету. Местной администрации необходимо за ними следить, что, естественно, увеличивает нагрузку на бюджет. Если власти отказываются брать школу на баланс, то застройщику приходится привлекать частного оператора».
Пока власти не начнут активно сотрудничать с застройщиками в этом вопросе, а не просто требовать строительства подобных объектов, проблема нехватки школ и детских садиков решена не будет, уверены эксперты.
Когда обычной школы недостаточно
Коттедж – дорогой тип недвижимости, как правило, такой формат недвижимости выбирают состоятельные люди. Именно поэтому большинству жителей коттеджных поселков муниципальная школа приходится не по нраву. Однако и частная школа, построенная девелопером, не всегда удовлетворяет придирчивых родителей.
«Когда мы покупали загородный дом, чтобы переехать туда всей семьей, мы даже не рассматривали вариант без школы, - рассказывает Татьяна Лазарева, житель поселка, название которого мы по понятным причинам не раскрываем. – Все осмотрели заранее, выбрали проект на высокой стадии готовности, чтобы девелопер нас не подвел, и строительство школы или дома не застопорилось. Когда школа открылась, в ней не было заполнено и половины классов. Десятого класса, например, не было и вовсе, а в пятом классе был только один ученик – наш сын. Вместе расписания уроков он вывесил на дверь своей отдельной классной комнаты «График приема учителей». Качество образования в этой школе очень быстро перестало нас устраивать, и мы начали возить сына в другую школу, в 40 км от поселка».
Взыскательные родители – не редкость для коттеджных поселков, поэтому «школьная миграция» - явление распространенное. Если у жителей поселка есть возможность возить детей в школу, они выбирают Москву или частные школы Подмосковья, и тут лучшие возможности у поселков Рублево-Успенского и Новорижского направлений – там сконцентрировано большинство учебных заведений, успевших хорошо зарекомендовать себя ранее.
Одна из самых больших школ в России. Территория школы занимает около 10 га. Общая площадь помещений превышает 40 тыс. кв. м; учебные помещения рассчитаны на 650 мест. Комплекс «Павловской гимназии» включает в себя: культурно-административный корпус, здание детского сада, начальной, основной и старшей школы, спортивно-оздоровительный комплекс с 25-ти метровым бассейном, залами для игровых видов спорта, теннисными кортами и футбольным полем.
Школа рассчитана на 500 учащихся. Пять корпусов: начальная школа, основная, старшая, библиотека и столовая, а также спортивный и гостиничный корпус. Все здания на уровне второго этажа пронизывает «школьная улица». Общая площадь комплекса - 30 тысяч кв.м. Для занятий оборудованы: универсальный спортивный зал, бассейн длиной 25 м, стадион с профессиональным футбольным покрытием.
Учебные помещения рассчитаны на 170 учеников. В проекте предусмотрены необходимые для образовательного процесса помещения: от лабораторных до полноценного спортивного зала и бассейна. Школа работает по запатентованной образовательной технологии «ИнтеллекТ». В учебной программе используются международные стандарты, налажены контакты с учебными заведениями за рубежом.
Школа находится в современном здании, построенном по уникальному архитектурному проекту. В состав образовательного комплекса входят: основная, начальная, старшая школа и детский сад. В учебной программе используются методики Международного Бакалавриата, Международной Монтессори-ассоциации, европейских PMS-центров сопровождения ребенка. Предусмотрены дополнительные занятия (гимнастика, спортивная школа и т.д.)
В состав образовательного комплекса входят: частная школа, детский сад. Они размещаются в современном трехэтажном здании, построенном по уникальному архитектурному проекту. Обучение ведется в соответствии с государственными стандартами, с применением новых современных методик. При школе действуют: художественная студия, школа вокала, спортивный клуб, театральная студия и т.д.
Комплекс основной и старшей школы представляет собой двухэтажный учебный корпус, соединенный с клубным зданием (одноэтажным особняком архитектуры 1-й трети ХХ в.), отремонтированным и оснащенным современным оборудованием для обучения. Школа рассчитана на 200-300 учеников. В инфраструктуре гимназии: спортивные и тренажерные залы, два бассейна, зал для занятий хореографией, спортивная площадка, теннисный корт, спортивно-развивающие комплексы для активного отдыха.
В состав образовательного комплекса входят: детский сад, начальная школа, основная школа, средняя школа. На обучение принимаются дети в возрасте от 1,5 до 17 лет. Общая площадь здания - 2700 кв.м. Обучение ведется по государственной программе и уникальной современной методике, разработанной отечественными педагогами. Школа обеспечена спортивной инфраструктурой (залы, площадки, отдельный спортивный комплекс).
Вне компетенции девелопера
Как справедливо отмечают эксперты компании RDI Group, задача девелопера – строить, а не обучать. За качество предлагаемого в школе образования девелоперы отвечать не могут; здесь их зона ответственности должна заканчиваться, и дело должны принять в свои руки специалисты, будь то частные операторы или государственные служащие.
Однако на практике из-за отказа муниципалитетов принять на баланс построенную в рамках взятых на себя обязательств школу застройщику самому приходится решать, как ему поступать с «непрофильным» объектом недвижимости. К сожалению, рынок частных операторов услуг обучения еще недостаточно развит, поэтому говорить о сформированном предложении не приходится. Независимо от того, насколько весомым драйвером спроса для покупателей может стать школа в загородном поселке, заниматься ее развитием и поддержанием должен вовсе не застройщик.
ул. Заставская, д. 31, корпус 2196084Санкт-Петербург,
Подписывайтесь на нашу группу в соцсетях
ВК,
Телеграм,
и наш канал в
Дзен"
: больше интересных новостей каждый день.
По собственной информации. Гиперссылка на Restate.ru обязательна.
Автор: редакция Restate.ru
Архив
Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это