Примерно треть выявленных в Петербурге объектов культурного наследия нельзя признавать памятниками
Примерно треть выявленных в Петербурге объектов культурного наследия нельзя признавать памятниками. Об этом заявил архитектор Никата Явейн, возглавлявший КГИОП в конце 1990-х – начале 2000-х годов, сообщает NSP по результатам очередного Совета по культурному наследию.
На заседании совета градозащитники озвучили ряд претензий в охранителям памятников: что рабочая группа и КГИОП ангажированы, не включают выявленные объекты в Единый реестр памятников и поддерживают «отказные экспертизы». Алгоритм действий по включению (или не включению) выявленного объекта в Единый реестр памятников таков: аттестованный эксперт готовит историко-культурную экспертизу, ее рассматривает рабочая группа и дает рекомендации КГИОП, на основании которых (а иногда и вопреки) председатель комитета подписывает соответствующее распоряжение.
В ответ Явейн пояснил, как формировался список вновь выявленных объектов. Именно Явейн, подчеркивает издание, настаивал на придании статуса памятника примерно 2 тыс. объектов. Реестр «выявленных» Смольный утвердил в 2001 году. По словам Явейна, эксперты предполагали «почистить» этот список в течение года. Но работа несколько затянулась.
Градозащитники требуют ввести в рабочую группу своих представителей, в частности, Александра Кононова (зам. председателя Петербургского ВООПИиК), Юлию Минутину (из движения «Живой город»), Алексея Ковалева (депутата ЗС). Они убеждены, что решения экспертов не объективны, поскольку группа состоит из практикующих архитекторов и руководства КГИОП. Между тем, сообщает издание, архитекторы – это члены Совета Никита Явейн и Рафаэль Даянов, у которых есть аттестация в Минкульте, профессор Академии художеств Владимир Лисовский, который архитектурной практикой не занимается, и доктор искусствоведения Борис Кириков, который не занимается проектированием.
«Я искренне не понимаю, почему меня не считают градозащитником, хотя я в бытность заместителя председателя КГИОП поставил на охрану две тысячи объектов. А те, кто не поставил ни одного, – градозащитники», – удивился Кириков. По итогам заседания участники решили сначала четко сформулировать полномочия и регламент рабочей группы, обсудить их на совете, а потом уже утвердить персональный состав. Если договориться не получится, все экспертизы будет рассматривать совет.