Мария Литинецкая: «Если у покупателя нет денег, размер скидки не важен»
Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум Групп», рассказала Restate.ru о покупательском спросе в конце августа и сентябре, а также о том, стоит ли нам ждать понижения цен и рекордных скидок этой осенью.
Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум Групп»:
По нашим данным, средняя цена квадратного метра на рынке новостроек массового сегмента сократилась на 1,6% и составила 156 600 руб. В принципе, ценовую политику в массовом сегменте можно охарактеризовать, как разнонаправленную. Кто-то действительно в первых числах сентября повысил стоимость, другие по-прежнему пока только анонсирует увеличение цен с середины месяца. Часть застройщиков в сентябре не меняли прайс. К примеру, в проектах массового сегмента, реализуемых нашей компанией, роста цен не произошло.
Конечно, достаточно сложно назвать покупку в несколько миллионов рублей недорогой. Однако, на мой взгляд, бюджет сделки до 4 млн рублей для Москвы можно назвать доступным.
Например, по нашим данным, в августе самое бюджетное предложение отмечено в новом жилом квартале «Мещерский Лес». В комплексе можно приобрести студию площадью 22,3 кв. м за 2,8 млн руб. Второе место занимает мкрн «Северный», где студия (30,3 кв. м) продается за 3,37 млн руб. Тройку замыкает предложение в новом корпусе ЖК «Некрасовка»: однокомнатная квартира площадью 30,6 кв. м стоит 3,44 млн руб. При это средняя стоимость однокомнатной квартиры эконом-класса равна 7,1 млн рублей.
Я бы не сказала, что в сентябре покупательская активность значительно увеличилась. Да, количество звонков стало на 10-15% больше, чем, к примеру, за первую неделю августа. Однако говорить о начале делового сезона стоит не раньше 15-20 сентября. Традиционно именно с этих чисел начинается наиболее активный период на рынке недвижимости.
Ценовая политика девелоперов в ближайшее время будет размыта. Новые проекты будут выходить с небольшим дисконтом к рынку. В проектах на высокой стадии готовности, скорее всего, никакого снижения не будет. Но в любом случае все будет зависеть от платежеспособности девелопера. Закредитованные игроки пойдут на скидки, более финансово устойчивые (например, имеющие сильного финансового партнера) - нет. Поэтому оценивайте платежеспособность застройщиков. Сегодня даже крупные, но закредитованные игроки могут не выжить. Мелкие - тем более.
Что касается спроса, то необходимо понимать, что доходы населения снизились в два раза, а расходы выросли (например, на продукты). Может показаться, что как раз именно сегодня нужно строить как можно проще и дешевле, чтобы в итоге снизить цены, чего, кстати, многие ждут в ближайшей перспективе.
Но с другой стороны, даже если представить, что дисконты вдруг увеличились с 10% до 30%, то поможет ли это «отцу русской демократии»? Я считаю, нет. И если у человека нет денег, то размер скидки - будет это 10% или 30% - не важен. Поэтому нет никакой борьбы за скидки, это бесполезно. Падения цен тоже не будет.
Прежде всего потому, что сегодня как никогда идет борьба за покупателя и застройщики понимают, что им нужно вкладываться в различные дополнительные преимущества комплексов, улучшать качество продукта, а у них и без того повышается себестоимость. Поэтому многие скорее снизят свою рентабельность с 30% до 10%, но не цены. И как только ситуация стабилизируется, цены точно снова пойдут вверх.