Кадровый кризис назревал не один год. За неимением местных профессиональных кадров строители сначала брали на работу молдавских и украинских специалистов, далее пришел черед среднеазиатских. Когда-то в советские времена нынешние гастарбайтеры обучались в ленинградских ПТУ, которые готовили профессионалов для строительной отрасли братских республик. После развала страны часть из них вернулась в город юности за средствами к существованию. И это бы еще ничего. Несмотря на то что уровень профессионализма поработавших на периферии был не очень высок, он все-таки присутствовал, давала себя знать ленинградская школа. Время шло, и в ряды гастарбайтеров вставали рабочие более низкой квалификации, в результате чего здания и сооружения, построенные в постсоветские времена, подвергаются сегодня самой нелицеприятной критике. Но и эта беда – не беда. Сегодня, когда объемы строительства растут не по дням, а по часам, и правительство планирует их наращивать, приближается самый настоящий кадровый голод. Об этом рассуждали руководители образовательных учреждений начального профессионального образования, собравшиеся за круглым столом Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада».
Гастарбайтеров надо аттестовывать По словам генерального директора Ассоциации Алексея Белоусова, сегодня на стройках города трудится порядка 250 тыс. гастарбайтеров, и только 20 процентов из них прошли документальное оформление. И проблема не только в том, что подрядчикам выгоднее использовать нелегальных рабочих, просто профессионализм большинства из гастарбайтеров оставляет желать лучшего. Если всех их проводить через лицензирование, то многих просто нельзя будет допускать до работы на стройке. Между тем Ассоциация готова взять на себя аттестацию, как инженерных так и рабочих кадров. Но прежде чем аттестовывать, необходимо их подготовить. Сегодня все образовательные учреждения города и области, вместе взятые, способны ежегодно выпускать 1100-1200 рабочих строительных специальностей. А требуется 20 тысяч. Руководители училищ и лицеев готовы взять эту функцию на себя. Естественно, не просто так. Нужна программа подготовки кадров для строительной отрасли, такая же, какую 2 года назад правительство приняло для судостроителей. В ней необходимо иметь раздел по обучению подростков, которые после школы пошли учиться на рабочего, включая профориентацию, и раздел по подготовке и переподготовке уже опытных кадров.
Не хватает современного оборудованиЯ Это проблема номер один. И вытекает она из следующего. Строить сегодня – это не просто копать лопатой и укладывать кирпичи мастерком. На строительной площадке используется сложная, часто компьютеризированная техника. Чтобы научиться владеть ею профессионально, нужно практиковаться не день и не два. Между тем техника эта весьма дорогостоящая, и обучать теоретически подкованного юношу на рабочих образцах себе дороже: не на ту кнопку нажмет, и компания останется без необходимого оборудования. Поэтому целесообразнее, считают руководители образовательных учреждений, скинувшись с миру по нитке, а точнее с компании – по машине, создать единый, централизованный, оборудованный всем необходимым технопарк. Тем более что опыта можно поднабраться у северных соседей, которые сегодня имеют уже 43 строительных технопарка. А когда-то систему профессионального образования для них разрабатывала наш специалист Антонина Беляева. Они эту систему восприняли, реализовали, и успешно готовят профессионалов высокого класса. Мы же продолжаем работать по старинке. Результат плачевен. Александр Буданов, директор учебного центра «Кнауф», кстати, оборудованного не самым худшим образом, возил своих учащихся на конкурс профессионального мастерства в Германию. Ребята, самые подготовленные, проиграли по всем 12 номинациям. Потом немцы приехали к нам. И чтобы не ударить в грязь лицом, Александр Борисович пригласил для участия в соревнованиях лучших учащихся 50 лицея, которые имеют опыт совместной подготовки с немецкими колледжами. К сожалению, даже такая подмена не позволила нашим ребятам победить – немцы оказались подготовлены лучше, а все потому, что у наших нет практики работы на современном оборудовании.
ИдеЯ есть, нужна поддержка Идея организации технопарка овладела умами не только руководителей учебных заведений. Ее готовы поддержать и строительные компании, особенно финские, которые активно идут на наш рынок. Они согласны выделить технику. Не стоят в стороне и немцы. И даже наши крупные компании могут вложиться. Выделить технику предлагают «Бош», «Хилти», «Вольво», поставщики кранового оборудования. Прямо за круглым столом выяснилось, что и территория есть – директор лицея «Метростроя» Андрей Филатов готов отвести участок в полтора гектара под технопарк. Более того, у него есть и хороший актовый зал для проведения семинаров и конференций, а гостиницу для приезжающих на краткосрочные курсы можно было бы пристроить сверху к учебному корпусу: фундамент позволяет. Дело за малым – нужна поддержка городской власти, во-первых, в документальном и юридическом оформлении этого центра, во-вторых, в принятии программы, о которой говорилось выше, в-третьих, в активной пропаганде рабочих профессий. Александр Буданов рассказал, что они сняли захватывающий пятиминутный ролик во время соревнований ребят. Но на просьбу продемонстрировать его по телевидению сотрудников этого электронного СМИ ответили, что готовы предоставить время только за деньги, причем не малые – 5 тыс. долларов. А между тем пропаганда рабочих профессий сегодня, как никогда, актуальна. Если будет реализован план Минобразования РФ о всеобщем 11-летнем образовании, то основной контингент тех, кто сегодня идет в ПТУ (9-классники), после 11 класса, вряд ли захочет учиться профессии рабочего. Получив среднее образование, выпускники будут штурмовать вузы, техникумы и колледжи. И кто тогда будет учиться в системе начального профессионального образования? У руководителей есть идея – опять начать подготовку специалистов для бывших братских республик, а ныне стран Содружества, но как ее реализовать, они не знают.
Центр обуЧениЯ и выставка в одном флаконе Кстати, технопарк мог бы играть и роль постоянно действующей выставки, на которой можно было бы проводить профориентацию школьников. Ребята на ней могли бы и отвертками повертеть, и другую технику испытать. Ведь интерес к профессии начинается как раз с возможности попробовать самому, одними красивыми рассказами сегодняшнюю молодежь не увлечешь. Александр Борисович рассказал и о таком мероприятии, как олимпиада профессионалов. Международная организация, в которую входит порядка 60 стран, проводит ежегодно праздник профессионального мастерства в одной из стран-участников, на который приезжают миллионы туристов. В Финляндии на последней олимпиаде 500 волонтеров водили школьников Хельсинки и прилегающей округи в радиусе 400 км по выставочным экспозициям и к конкурсным стендам. Помимо привлечения внимания к рабочим профессиям, эта олимпиада еще приносит и немалые барыши. Финнам, к примеру, закупили 600 самых современных компьютеров, которые остались в образовательной системе страны. Плюс доходы от туризма. Можно было бы такую же организовать для стран Балтийского моря и проводить ее в Петербурге. Идею поддерживают Польша, Литва, Латвия, Эстония и Финляндия. Правда, для начала необходимо создать и оснастить технопарк. Кто поможет энтузиастам?
Лилиана Глазова
ул. Заставская, д. 31, корпус 2196084Санкт-Петербург,
Подписывайтесь на нашу группу в соцсетях
ВК,
Телеграм,
и наш канал в
Дзен"
: больше интересных новостей каждый день.
По собственной информации. Гиперссылка на Restate.ru обязательна.