Высокая конкуренция на рынке торговой недвижимости заставляет операторов менять форматы торговых комплексов: новые объекты строятся в спальных районах, девелоперы отказываются от грандиозных проектов в пользу менее масштабных, появляются новые для Петербурга арендаторы.
Рынок торговой недвижимости меньше других сегментов просел в острый период кризиса и быстрее прочих восстанавливается. Насыщенность Петербурга торговыми площадями растет. По данным ASTERA St. Petersburg, в 2012 году в Петербурге открыта дюжина торговых центров, в результате чего арендопригодная торговая площадь города достигла 2,8 млн кв. метров.
По оценке Maris | Part of the CBRE Affiliate Network, на стадии строительства находится более 900 тыс. кв. метров в торговых центрах, открыть которые планируется до конца 2014 года. В ASTERA подсчитано: если в 2013 году на рынок выйдут заявленные 13 проектов (в том числе «Балкания NOVA», «Жемчужная Плаза», «Лондон Молл»), арендопригодная площадь торговых помещений превысит 3,1 млн кв. метров, а на тысячу жителей придется 621 кв. метр.
Плоды конкуренции
Вместе с ростом качественных торговых площадей растет конкуренция между операторами и ритейлерами. Результатами конкурентной борьбы стали: смена формата, реконцепция ТК, увеличение развлекательной функции и появление новых арендаторов. По мнению Микко Сёдерлунда, управляющего директора SRV, эпоха мегапроектов в Петербурге заканчивается: земли под строительство больших комплексов в городе нет, больших зон охвата нет, торговых площадей в городе уже достаточно. Сёдерлунд предрекает начало эры торговых комплексов другого формата – районных торговых центров. Тем более, что в новых жилых массивах их пока недостаточно.
Центробежная тенденция
Эксперты Maris подчеркивают: по насыщенности крупными торговыми центрами спальные районы лидируют. Из введенных в эксплуатацию в течение 2012 года комплексов многие также расположены в спальных районах. По данным ASTERA, на Приморский район пришлось 42% новых арендопригодных площадей, на Фрунзенский – 35%, Московский – 14%. Если будут построены ТК, чей ввод запланирован на 2013 год, прирост арендопригодных площадей также придется на спальные районы – Фрунзенский, Невский и Выборгский.
Еще одним способом привлечь клиентов в ТК стала реконцепция. Людмила Рева, генеральный директор ASTERA Group, отмечает: многие объекты, заявленные к вводу в 2013 году, - результат реконцепции. «В городе много устаревших ТК», - поясняет Сёдерлунд. Большую программу реконцепции имеют лидеры петербургского рынка, на долю которых приходится половина торговых площадей - «Адамант» и Fort Group. В ходе реконцепции меняются форматы комплексов, площади, нередко – состав арендаторов и целевая аудитория.
Развлечения разрастаются
Один из способов реконцепции – увеличение развлекательной функции в ТК или кардинальное изменение набора развлечений. «Набор развлечений изжил себя, нужно что-то новое. В последнее время появляются новые форматы для разных целевых групп», - поясняет независимый эксперт Борис Юшенков. По его мнению, эти новые форматы «способны вывести ТК из тупика». По словам управляющего партнера S.A. Ricci Дениса Радзимовского, в развитии развлекательной функции есть сдерживающий момент: высокая арендная ставка становится жестким барьером для операторов.
Тем не менее, новые виды развлечений в ТК появляются. Сегодня никого не удивить мультиплексом или боулингом – на смену приходят роллодромы, театры, площадки для пляжного волейбола, скалолазания и другие. По словам Романа Евстратова, руководителя департамента торговой недвижимости S.A. Ricci, якорный арендатор, в том числе оператор развлечений, «способен генерировать человека на 1 кв. метр в день». Пока, сожалеет Рева, набор операторов на 60% стандартный для каждого ТК. Поэтому выход на рынок новых имен всегда заметен. В 2012 году петербургский рынок почтили своим вниманием Starbucks, «Азбука вкуса», Thomas Munz, Rendez-Vous, «Мираторг». Однако пока заметная доля «уникальных» операторов по-прежнему есть лишь в «Питерлэнде» и «Галерее».
По мнению экспертов, в 2013 году рынок торговой недвижимости продолжит свое неторопливое развитие и сохранит сегодняшние тенденции.
Елена Зубова
ул Малая Морская, д. 15, литера А, помещение 11-H, офис 5190031Санкт-Петербург,
Подписывайтесь на нашу группу в соцсетях
MAX,
ВК,
Телеграм,
и наш канал в
Дзен"
: больше интересных новостей каждый день.
По собственной информации. Гиперссылка на Restate.ru обязательна.
Автор: редакция Restate.ru
Архив
Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это