В третьем квартале 2012 года общий объем рынка качественной офисной недвижимости в Петербурге составил около 1 856 тыс. кв.м. Уровень вакантных площадей и арендные ставки стабилизировались, изменение данных показателей происходит в основном за счет открытия новых объектов.
По данным аналитиков компании GVA Sawyer, обеспеченность качественными офисными площадями жителей Петербурга на 1 000 человек составила около 370 кв.м. Всего за третий квартал 2012 года было введено 8,5 тыс. кв. м в бизнес-центрах класса А (бизнес-центры Элефакт, Ориенталь) и 28,3 тыс. кв.м в бизнес-центрах класса В+/В (Собрание, Tempo).
В результате на конец сентября - начало октября доля бизнес-центров класса А составила 24% в общем объеме качественного предложения. По прогнозам экспертов, в дальнейшем можно ожидать постепенное, но не очень значительное, увеличение доли бизнес-центров класса А. Согласно планам девелоперов, до конца года должно быть открыто еще около 90-100 тыс. кв.м качественной офисной недвижимости. Таким образом, по итогам 2012 года можно ожидать появления на рынке около 140-150 тыс. кв.м качественных офисных площадей. В целом на конец третьего квартала уровень вакантных площадей составил около 18,6% в классе А и 8,4% в классе В+/В. Эксперты отмечают, что в среднем по городу к концу 3 квартала уровень вакантных площадей в качественных бизнес-центрах составил 10,9% (выборка бизнес центров составила около 85% (по GLA) от всех бизнес-центров класса А, для класса В+/В -41%).
Что касается объемов чистого поглощения, то за третий квартал 2011 года он был минимален и оценивался в 25 тыс. кв.м. Достаточно низкий уровень чистого поглощения обуславливается как отсутствием подходящих арендаторам помещений (по цене, локации, характеристикам), так и сезонным летним спадом на рынке. В результате, постепенное поглощение площадей в недавно открытых бизнес-центрах компенсируется освобождением площадей в других объектах. При этом, структура спроса постепенно меняется в сторону уменьшения доли запросов на небольшие помещения. В третьем квартале была отмечена и такая тенденция: наблюдалось небольшое увеличение доли запросов на средние площади (особенно в сегменте 300-500 кв.м) за счет уменьшения доли запросов на маленькие помещения.