Коммерческая недвижимость в Москве и Петербурге активно развивается. Замерший во время кризиса рынок сегодня все быстрее набирает обороты. Ситуация в малых городах иная. Какаякоммерческая недвижимость нужна в городах с населением численностью менее 100 тыс. человек?
Нужна ли там концептуальная недвижимость? Ответы на эти вопросы дали в ходе дискуссии «Когда девелопмент отправится по миру?», которая состоялась в рамках CRE Summit – 2011. Управляющий партнер компании LCMC Дмитрий Золин в ходе обсуждения отметил, что чем больше город, тем раньше в нем стала развиваться коммерческая недвижимость и тем активнее она развивается. Однако выделить какую-то четкую закономерность в процессе развития рынка коммерческой недвижимости весьма затруднительно. По словам Золина, существует слишком большое количество факторов, которые оказывают влияние. «Существенное значение имеет уровень доходов населения, развитие малого и среднего бизнеса, политика властей, инвестиционный климат в целом, - сказал эксперт. – К примеру, в моногородах рынок торговой недвижимости имеет особенный путь развития, который значительно отличается».
При этом, добавил Золин, такой показатель как обеспеченность площадями, который особенно часто применяется по отношению к торговой недвижимости, не может рассматриваться при оценке возможных сценариев развития рынка или его потенциала. «К примеру, в Москве обеспеченность торговыми площадями на тысячу жителей гораздо меньше, чем в Берлине. Но это не означает, что необходимо идти в Москву и строить торговые комплексы, чтобы сравнять показатели», - отметил Золин.
Кроме того, как заметили участники дискуссии, при оценке состояния рынка коммерческой недвижимости регионов часто применяется такое понятие «качественные объекты». Однако что именно подразумевается в данном случае под качеством не определено. К примеру, в Москве или Петербурге качественный торговый комплекс должен иметь сплочённый пул арендаторов и находиться под управлением профессиональной управляющей компании. Но в большинстве регионов и малых городов действует множество объектов, которые не соответствуют привычным для двух столиц критериям качественной недвижимости, но оказывают существенное влияние на рынок. Их нельзя не брать во внимание, уверены эксперты.
Директор Департамента проектов и регионального развития консалтинговой компании Praedium Oncor International Дмитрий Волков утверждает, что ниши, которые могли бы быть интересны девелоперам в регионах и в том числе и в малых городах есть. «В кризис значительно «просел» офисный сегмент, но сегодня есть возможности для реализации даже проектов бизнес-центров, - высказал свое мнение Волков. – Главное – взвешенный подход».
Генеральный директор управляющей компании VMB Trust Александр Гришин полагает, что в развитии девелопмента в малых городах заинтересованы в первую очередь сами жители города. «Проекты реализуются в основном за счет местных девелоперов. Начинать новое строительство федеральным игрокам в Москве и Петербурге гораздо легче», - сказал Гришин.
С ним согласился исполнительный директор Магазин Магазинов в ассоциации с CBRE Дмитрий Бурлов, который отметил, что пока девелоперы и инвесторы имеют возможность развивать проекты в крупных городах, они не видят смысла приходить в малые. Пока ситуация именно такая.
Участники обсуждения согласились, что в настоящее время наблюдается тренд к изучению потребностей целевой аудитории проектов коммерческой недвижимости и созданию проработанных концепций в регионах. До последнего времени девелоперы редко задумывались о качестве возводимых объектов. Сейчас же растет осознание того, что при реализации проекта необходимо тщательно оценить и просчитать, в каких объемах городу необходима та или иная функция, которую планируется включить в проект.
Золин отмечает, что при строительстве коммерческих объектов в регионах и малых городах необходимо учитывать два фактора – потенциал и риски. Их соотношение часто бывает не в пользу девелоперов и сдерживает развитие некоторых сегментов рынка. «Так, к примеру, по торговым комплексам риски, помноженные на потенциал региона, как правило, дают положительный результат. По складам же ситуация не столь оптимистична. И прежде чем принимать решение о реализации того или иного проекта необходимо сопоставить эти факторы», - сказал эксперт.
Рынок коммерческой недвижимости в регионах и, в особенности в малых городах существенно отстает от Москвы и Петербурга. Вместе с тем эксперты считают, что при тщательной проработке девелоперу могут найти ниши, которые будут им интересны. Однако, так или иначе, в первую очередь необходимо развивать общий инвестиционный климат в городах.
Марина Акатова, Restate.ru
ул. Заставская, д. 31, корпус 2196084Санкт-Петербург,
Подписывайтесь на нашу группу в соцсетях
ВК,
Телеграм,
и наш канал в
Дзен"
: больше интересных новостей каждый день.
По собственной информации. Гиперссылка на Restate.ru обязательна.
Автор: редакция Restate.ru
Архив
Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это