Арсений Васильев: «Исход в область – рыночный процесс»
Петербургские застройщики постепенно перемещаются в Ленобласть. Хотя проблемы там есть, но областная администрация предлагает застройщикам понятные условия для работы, утверждает генеральный директор «УНИСТО Петросталь» Арсений Васильев
Причина исхода застройщиков в Ленобласть вполне естественна. Жилищная проблема не выдумана, она существует. Есть огромное количество людей, которые хотят улучшить жилищные условия. Раньше мы затыкали дыры с помощью уплотнительной застройки. Была гигантская потребность в жилье и на большое количество предложения. Уплотнение – быстры и эффективный способ решить эту задачу. Но бесконечно это продолжаться не может. Такие проекты мало ориентированы на создание комфортной среды, а все мы хотим жить с комфортом, рынок двигается вперед. К чему мы приходим? К проектам комплексного освоения территорий – больших зон с инженерной подготовкой все равно нет. А где земельные участки, на которых можно реализовать КОТ? На границе города и в Ленобласти. Исход в область – рыночный процесс.
Да, в области есть проблемы: генпланы не везде приняты, в транспортной инфраструктуре нет стратегии развития, есть вопросы к инженерной инфраструктуре. Но наиболее острые проблемы получают решения: их переводят в плоскость рабочих вопросов и решают. Это основное, как мне кажется, отличие от Петербурга. Новая администрация Петербурга никакой стратегии для строительного рынка не предлагает. Мне кажется, в Петербурге развитие строительной отрасли в повестке дня вообще не стоит – администрация нацелена на другие задачи.
Хотелось бы работать в границах Петербурга, но сейчас застройщикам ничего не предлагают. И идти против существующей тенденции нет смысла.
- Кроме проектов КОТ есть проекты другого рода – реновация старых кварталов, редевелопмент промышленных территорий…
- «УНИСТО Петросталь» работает в сегменте «эконом». Это наш осознанный выбор, поэтому в центре нам делать нечего. В сегменте массового спроса не нужна реконструкция. Возможно, будем работать с отдельными домами.
- Областная администрация заявляла, что ждет, когда застройщики зарегистрируются на территории области. Застройщики готовы?
- Со стороны областной администрации это правильный подход. Если зарабатываем в области, то и налоги платить надо там. Зарегистрировать отдельное юридическое лицо или филиал – для застройщиков не проблема. Тем более, что губернатор пообещал, потратить 50% налогов, которые уплатят строительные компании, на выкуп у застройщиков социальных объектов, которые они возведут. Компания «Арсенал» уже успела передать администрации социалку.
- А как же история с застройкой в Мурино? Там возникли проблемы у известных и уважаемых компаний. У вашей, например.
- Трудно за всех соседей говорить. Скажу про нас. Мы получили земельный участок с утвержденным проектом планировки территории. Но пришлось развивать проект планировки, руководствуясь современными нормами по обеспеченности инфраструктурой. Когда появились Региональные нормы градостроительного проектирования (РНГП), мы уже прошли все согласования, вышли на площадку. Примерно такая же ситуация была у NCC – утвержденные ППТ. А потом нам озвучили: проект не соответствует РНГП. Нас проверил суд – ППТ оставили.
Можно долго разбираться, почему так произошло, но давайте подходить к ситуации с конструктивных позиций. Проекты надо обеспечить социальными объектами? Надо. Любой застройщик, который собирается работать на рынке долго, согласится с этим утверждением и если от него что-то зависит, сделает. Мы переделали ППТ, уменьшили жилые метры, отдали участок под школу. Это нормально. Социальные объекты – это и метод конкурентной борьбы. Покупателям они интересны.
В нашем случае был компромисс, но мы нашли с администрацией базу для конструктивных решений. В области вырабатываются внятные процедуры, рабочая схема взаимодействия. Мы ожидаем подписанного документа, который будет регулировать взаимоотношения застройщиков, чьи проекты не соответствуют РНГП.
- Вы считаете нормальным, что девелоперам теперь придется за свой счет заниматься не только инженерной, но и социальной инфраструктурой?
- К инженерии мы уже привыкли. Потом появились внутриквартальные проезды. Сейчас девелоперов приучают к социалке, и уже звучат страшные вопросы: где людям работать? Но в этом надо участвовать. Готовы ли мы делать все что угодно? Нет. Когда экономика проекта позволяет сохранить уровень цен и уровень прибыльности – тогда пожалуйста. Нам нужна маржа, которая позволяет оплачивать банковские проценты и обеспечивает прибыльность.
Но, думаю, все надо получше считать – и правительству, и застройщикам. Давайте зададим главный вопрос: это хорошо, если дом будет построен? По-моему, дом – это хорошо. Это актив, который никуда не денется. В доме живут люди, которые платят налоги. Дом надо обслуживать – это рабочие места. Жителям нужны магазины, парикмахерские, другие услуги – приходит бизнес, открывает предприятия сферы обслуживания. Это новые рабочие места и налоги.
Достаточно ли денег, которые приносят эти люди и этот дом, чтобы хватило на строительство школы? Если посчитать, окажется, что достаточно. Так что строительство школы – это не жертвы бюджета. Вопрос, где взять сразу деньги на школу. Мы все время слышим рассуждения, которые не имеют отношения к действительности. Строить в конкретном месте девелоперы будут столько, сколько купят, а не сколько в планах стоит. Если население района прирастает на пять тысяч человек в год, и больше не продать, зачем строить больше?