Более половины складов арендованы логистами и компаниями потребрынка
По мнению экспертов, в 2013 году наибольший интерес к складским помещениям столичного региона проявляли компании потребительского рынка и сферы услуг (31%) и логистические операторы (21%). Именно предприятия этих сфер рынка арендовали больше половины складских помещений Москвы и Подмосковья.
Компании данной направленности совершили достаточно крупные транзакции на рынке индустриальной недвижимости: в прошлом году была совершена сделка по аренде 72 000 кв.м в логопарке «Север», арендованы 42 000 кв.м в логопарке «Быково». Компании, специализирующиеся на розничной продаже электроники и бытовой техники, арендовали в совокупности более 40 000 кв.м складов. Среди логистических компаний наибольшее количество площадей приобрели и арендовали «Почта России» (покупка 55 000 кв.м во «Внуково Логистик») и Univeg Logistics (аренда 50 000 кв.м в логопарке «Быково»). Наименьший интерес к складским помещениям проявляли компании, занимающиеся алкогольной продукцией: их доля в общем объеме спроса составила всего 2%. Также сократилась доля арендаторов и покупателей складов среди интернет-магазинов: спрос с их стороны составил 6% в 2013 году, хотя ранее эксперты предрекали повышенный спрос на складские помещения со стороны онлайн-ритейлеров.
Как отмечают аналитики Praedium, предложение и спрос в складском сегменте по-прежнему находятся в диспропорции: спрос превышает предложение примерно в 1,5 раза.
Достижению точки равновесия противостоит политика девелоперских компаний, которая основана на предпочтении реализации складских проектов по схеме built-to-suit и design&build. Осторожный подход к реализации новых проектов для девелоперов весьма разумен, так как сложившаяся ситуация хрупкая, но выигрышная и прибыльная. С одной стороны, строительство складов под клиента снижает риски, связанные с рыночной экспозицией объекта, а с другой - ставки на спекулятивную складскую недвижимость держатся на высоком уровне.