Во время финансового кризиса «Жилкомсервисы» испытывают трудности наравне с другими игроками рынка недвижимости. В связи с низкими объемами коммунальных платежей управляющие компании вынуждены отказываться от эксплуатации наиболее убыточных объектов.
Стоит отметить, что в городе негосударственных компаний большинство: среди всех участников рынка 24 «Жилкомсервиса» со 100% городским капиталом, 21 «Жилкомсервис» с 20% долей участия города, и более 60 частных управляющих организаций, которые и испытывают наибольшие затруднения, поскольку не могут рассчитывать на поддержку властей.
Зимняя спячка или кома?
Заметный спад объема платежей зафиксирован в январе 2009 года. Но специалисты Жилищного Комитета не видят в этой ситуации ничего трагичного. «Этот спад наблюдался даже в самые благополучные годы, его легко объяснить большим количеством выходных дней, просто, банки работают меньше. Плюс многие из клиентов стараюись погасить свои задолженности еще в декабре», - успокаивал начальник управления Жилищного Комитета Санкт-Петербурга по работе с объединениями собственников жилья и управляющими компаниям Денис Шабуров.
Впрочем, представители «Жилкомсервисов» видят в «неплатежном январе» признак разрастания уже существующих негативных тенденций. «Сейчас проблема низких сборов актуальна как никогда, особенно много трудностей с трехэтажными домами послевоенной постройки, - отмечает президент ООО «Городской центр коммунального сервиса» Геннадий Майоров. – Этот тип жилья нам обслуживать крайне невыгодно, поэтому мы вынуждены отказываться от предоставления услуг. В целом ситуация непростая, и если государство не начнет оказывать поддержку частному сектору, мы окажемся еще в более сложном положении».
Главное – индивидуальный подход
Как известно, управляющие компании и в докризисное время несли значительные убытки: по данным исследований, крупные «Жилкомсервисы» собирают по городу – 60-70% платежей от общего объема. «Стоит отметить, что у ТСЖ, которые обсуживают один дом, дела обстоят значительно лучше, и сбор платежей достигает 90-95%, - комментирует председатель ЖСК-1156 Виталий Степанищев. – В этом заключается преимущество подхода собственника над возможностями управленцев. В целом, у проблемы низкой платежеспособности нет простого решения. Можно, конечно, подать на неплательщика в суд, но большинству компаний это просто невыгодно, так как такие процессы длятся очень долго, и не всегда приводят к положительному результату. Те показательные выселения, которые мы видим по телевидению – это скорее исключения из правила. Впрочем, я считаю, что эта проблема комплексная и должна решаться исключительно на законодательном уровне».
В условиях нехватки денежных средств может существенно снизиться качество работы компаний. Даже в лучшие времена «Жилкомсервисам» не хватало средств на капитальные ремонты. Теперь из-за постоянного роста инфляции решить эту проблему особенно трудно.
Непосильная ноша
Как и рядовые жители, «Жикломсервисы» терпят от повышения государством тарифов убытки. «Перед тем, как увеличивать плату за коммунальные услуги, нужно было решить системные вопросы и проблемы, которые существуют между управляющими организациями и ресурсообладающими компаниями, - отмечает Геннадий Майоров. – Теперь у «Жикломсервисов» убытки возросли пропорционально повышению тарифов. Ведь весь перерасход в доме воды и света вынуждена оплачивать именно управляющая компания».
Впрочем, есть и позитивные тенденции. Например, в условиях кризиса на рынке коммунальных услуг появилось большое количество квалифицированного персонала. Многие специалисты оказались без работы по причине сокращений на предприятиях. Как известно, ЖКХ всегда страдало от дефицита кадров. В прошлом году немецкие коллеги презентовали в Петербурге программу дистанционного обучения, но создать систему профильного образования пока так и не удалось.
В целом, можно резюмировать, что кризис обострил все проблемы коммунального хозяйства, и хочется надеяться, что государство всерьез приступит к их решению. Но пока власти идут по самому легкому пути - по сути, они свалили всю ответственность за ЖКХ на плечи граждан, для которых это подъемная обуза.