Меньше половины москвичей и петербуржцев знакомы с ипотекой
Cогласно опросу, проведенному Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ), лишь 48% жителей Москвы и Петербурга знают о том, что такое ипотека: жители столичных городов оказались не самыми информированными в этом вопросе.
Тогда как 61% опрошенных жителей городов с населением более 500 тысяч человек и 53% жителей городов с населением 100-500 тысяч человек сообщили, что знают, что такое ипотека. В опросе участвовало 1 тыс. 600 человек из 153 населенных пунктов в 46 областях, краях и республиках России.
Доля тех, кто ничего не знает об ипотеке, сократилась за год с 18 до 15%. Доля россиян, которые, по их собственному мнению, четко представляют, что такое ипотека, увеличилась с 35 до 46%. Наиболее осведомленными об ипотеке являются россияне в возрасте 25-44 лет. 57% опрошенных в возрасте 25-34 лет и 54% опрошенных в возрасте 35-44 лет сообщили, что они знают, что такое ипотека. Наименее осведомленными об ипотеке являются россияне старшего возраста.
По сообщениям «Санкт-Петербургского ипотечного агентства» (СПИА), в первом полугодии в Петербурге было выдано более 11 тыс. ипотечных кредитов на 28 млрд руб. Несмотря на финансовый кризис, объем выдаваемых кредитов по сравнению с соответствующим периодом прошлого года вырос в 1,8 раза, а количество выдаваемых кредитов – в 1,6 раза.
По итогам полугодия сильно изменился и список лидеров ипотечного рынка города. Банк «КИТ Финанс», в 2007г. опережавший по размеру портфеля и пул городских банков, аккредитованных при СПИА, и Северо-Западный банк Сбербанка, опустился на четвертое место, а участники городской программы – со второго на седьмое место. Причиной снижения активности городских банков – агентов СПИА – стал пересмотр стандартов Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК). Некоторые банки даже стали искать других покупателей, что позволило выйти на рынок новым игрокам.
Согласно опросу НАФИ, наиболее значимой характеристикой банка при намерении взять ипотечный кредит для заемщиков является процентная ставка. Наименее значимыми характеристиками – участие банка в Системе страхования вкладов и рекомендации со стороны друзей и знакомых.
Однако главные сложности в выборе ипотеки только на треть зависят от банков (вопрос высоких процентных ставок постепенно решается банками в сторону их снижения за счет поиска «дешевых денег»). Для респондентов более значимы повышение уровня жизни населения и стабилизация экономической ситуации в стране. Основным препятствием для участия в ипотеке население России видит в первую очередь невысокие доходы (33% ответов), высокие процентные ставки (27%) и неуверенность в стабильном доходе (19%).
Каждый пятый опрошенный НАФИ отметил, что также достаточно значимыми факторами, препятствующими развитию ипотечного кредитования, являются процессы на самом рынке недвижимости – быстрые темпы роста цен (15%), отсутствие веры в его стабильность (9%).
На данный момент на ипотечном рынке Петербурга наблюдается спад деловой активности. «Летние месяцы всегда отличаются затишьем на рынке ипотечного кредитования. Активность заемщиков падает, накопления идут на летние отпуска. Летом закономерно замедляется объем прироста портфелей банков по большинству пассивных продуктов, особенно по вкладам, – говорит начальник отдела продуктового маркетинга «Русь-Банка» Максим Чубак. – Сокращается спрос и на многие специализированные программы кредитования, в том числе и на ипотеку».
Помимо сезонного фактора на рынок ипотеки оказывают давление и другие обстоятельства. «Этот год особенный: на сегодняшний день банки мало того, что значительно подняли ставки по кредитам, и многие сильно сократили выдачу ипотечных ссуд, но еще и цены на недвижимость за первое полугодие 2008г. серьезно выросли. Так что предпосылок для роста количества кредитов нет», – поясняет директор департамента маркетинга розничного бизнеса «НОМОС-банка» Анна Панкратова.
Летние клиенты пройдут свой ипотечный путь до конца уже осенью, когда большинство специалистов ожидает оживления рынка. Евгения Забродская-Штерн из «КМБ-банка» отмечает, что, как показывает практика, спрос на ипотечные кредиты возрастает в начале осени и продолжает расти вплоть до новогодних праздников. Именно в этот период многие банки на волне увеличения спроса предлагают разнообразные акции, позволяющие привлечь большее число клиентов.
Осенью рост цен на недвижимость возобновится, что, безусловно, может повлиять на снижение ипотечных сделок как таковых в общем объеме сделок с недвижимостью, предупреждает начальник управления маркетинга департамента розничного бизнеса «Собинбанка» Анна Каминская. При этом увеличение средней суммы кредита повлияет на рост самих объемов ипотечного кредитования.
ул Малая Морская, д. 15, литера А, помещение 11-H, офис 5190031Санкт-Петербург,
Подписывайтесь на нашу группу в соцсетях
MAX,
ВК,
Телеграм,
и наш канал в
Дзен"
: больше интересных новостей каждый день.
Автор: редакция Restate.ru
Архив
Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это