Настоящий спор между специалистами разгорелся в первый день конференции Elite Estate. С подачи Геннадия Стерника, профессора кафедры «Экономика и управление городским строительством» Российской Экономической Академии.
Он в своем выступлении, посвященном классификации элитной недвижимости, задался вопросом: «Считать ли условием элитности выгодное месторасположение объекта?» Cего точки зрения, здесь нет прямой зависимости, и включать в официальные классификации пункт «место» не стоит.
«Когда мы только начали разрабатывать классификацию элитной коммерческой недвижимости, то обратились к нескольким операторам, таким как ColliersInternational, МИЭЛЬ, Cushman & WakefieldStiles & Riabokobylko, - рассказывает Геннадий Стерник. - У них у всех существовали разные внутренние документы, в которых критериями элитности бизнес-центров значились арендные ставки, доля вакантных площадей, и зачастую – месторасположение объекта. Я спорил с этим: по мнению специалистов Colliersвне элиты оказывался, например, новый офисный комплекс Башня 2000, построенный в районе третьего транспортного кольца в Москве».
Действительно ли за пределами традиционных зон, исторически сложившихся как престижные, не может быть официально признанных элитных проектов? Restateпровел небольшой опрос среди специалистов, посетивших конференцию.
Николай Слюсарь, руководитель компании «Эксперт» по управлению недвижимостью в Сочи:
- Конечно, в Сочи мы заимствуем критерии элитности, которые приняты в Москве и в Санкт-Петербурге. Элитная жилая и коммерческая недвижимость подразумевает ряд стандартных требований. И отталкиваемся мы в них больше от нужд покупателей, чем от своих потребностей все систематизировать. Прежде всего, это комфорт и безопасность. Затем уже можно оценить роль местоположения. Я считаю, что несправедливо говорить, будто это не определяет элитность. В случае Сочи это как нельзя более показательно: чем ближе объект к морю, тем он дороже. Самое дорогое и элитное жилье строится близко к берегу.
Киркор Аждераньян, вице-президент международного комитета по обмену в FIABCI:
- Элитная недвижимость зависит от местоположения, но это не решающий критерий. Можно привести как пример квартал Дефанс с Париже, который был депрессивным, но впоследствии стал местом, где успешно работают современные бизнес-центры.
Сергей Волков, руководитель девелоперской компании «Плаза» из Донецка:
- Я согласен с тем, что изначально, само по себе место не так уж важно. Просто некоторые обоснуются в местах, которые долгое время представляют собой некий бренд – и это сказывается на ценах в таких объектах. Другое дело, что можно «вырастить» место, которое впоследствии станет притягивать элитные объекты. Пресловутый Дефанс в Париже не сразу стал элитным объектом. В создание имиджа Дефанс как элитного делового квартала были вложены значительные средства. Некоторые зоны «созревают» для подобного строительства сами в течение долгих лет, другие должны быть возделаны, созданы как привлекательные для инвесторов, и вот тогда у них будет полный комплект критериев, позволяющих взвинчивать цены на аренду в построенных там объектах.
Ованес Игитян, руководитель компании «Агентство 107 Променад» по продаже элитной недвижимости на Лазурном берегу, советник по странам СНГ в FIABCI:
- Сказал ли Геннадий Стерник именно о местоположении, когда употребил слово location? Вернее говорить об этом слове в более широком значении: окружение. Трудно сказать, что первично – место или то, с чем связано данное место. Покупаете вы недвижимость именно в этом районе, потому что ее здесь купил Ричард Гир, или же вы руководствуетесь другими, более прагматичными критериями? Если отталкиваться от той точки зрения, что географически выгодное местоположение само по себе создает объекту определенный уровень, то как, например, объяснить феномен Рублевки? Добираться оттуда до центра Москвы трудно, само место не представляет собой ничего особенного. Но мода, мейнстрим делают Рублевку все более привлекательной для инвесторов. Окружение, которое там присутствует, для многих является привлекательным. Имидж места может появляться на волне интереса к жизни элиты, как у Рублевки, или в течение веков, исторически, как у Лазурного Берега – варианты различны. Понятие элитности тесно увязывается с географическим положением, но не менее того – с окружением, с имиджем места, с его природными условиями. Если эти факторы сходятся в удачной комбинации, они начинают влиять на третий фактор – цену. Неизменно в этих местах начинают строиться объекты достаточно комфортабельные и дорогие.