«Может быть, переехать в Ленинградскую область?» Такой вопрос задают сейчас себе многие петербуржцы, размышляя об улучшении условий жилья. Ленинградская область, особенно пограничные ее районы, активно конкурирует с городом за трудоспособное население, за инвестиции, за крупных налогоплательщиков.
Валерий Сердюков, губернатор Ленинградской области, поделился с журналистами планами социально-экономического развития региона в 2011 году. С его точки зрения, область уже давно считается лидером во многих отраслях экономики, в том числе и в строительстве жилья. По словам Валерия Сердюкова, сегодня на территории региона ведется, как многоэтажное, так и малоэтажное строительство. При этом только в прошлом году на территории Ленинградской области было построено более 1 млн. кв. метров жилья. А всего за пять лет реализации национального жилищного проекта объемы строительства выросли более чем в два раза - возведено свыше 4,5 миллиона квадратных метров жилья. В ближайшие пять лет в Ленинградской области будут введены 19 крупных предприятий строительной индустрии.
Неплохо работает и программа содействия реформированию ЖКХ. За три последних года более двух миллиардов направлено на капитальный ремонт многоквартирных домов, 1,4 миллиарда - на расселение аварийного фонда. В 2010 году в программе приняли участие 62 муниципальных образования, проводится капитальный ремонт 696 многоквартирных домов общей площадью 2,46 миллиона квадратных метров, где проживает более 96 тысяч человек. И как заметил Валерий Сердюков, в целом деятельность областного строительного комплекса свидетельствует об его эффективной работе.
«Больные» темы
Однако есть тут и свои проблемы. По словам Валерия Сердюкова, сегодня еще существуют сложности в согласовании проектов, так как на пути застройщиков встречается много чиновничьих структур, у которых надо получить разрешение на строительство. «И таких структур довольно много, среди них есть и региональные, и федеральные… Кого только нет», - завил он. Валерий Сердюков также отметил, что пока не будут внесены изменения в Градостроительный кодекс, до тех пор будут существовать сложности в согласовании будущих проектов. Вместе с тем он отметил, что в регионе над этой проблемой работают. Сегодня, например, получить все необходимые разрешения на строительство в Ленинградской области можно уже за три месяца. Для примера в соседних регионах на это надо потратить минимум полгода. Поэтому перед областными чиновниками поставлена задача по максимуму снижать сроки рассмотрения проектов.
Вызывает озабоченность у губернатора и качество строительства. По его словам, если при возведении объектов, строящихся за счет бюджета, механизм контроля за реализацией проекта со стороны Гостехнадзора отлажен, то вот контролировать качество работ со стороны подрядных организаций, которые выходят победителями тендеров и конкурсов, намного сложнее. «Сегодня все тендеры идут в электронном поле, и, борясь за подряд, конкурсанты сначала снижают цены, а потом начинаются проблемы», - рассказывает Валерий Сердюков. Еще одна «больная» для Ленинградской области тема – состояние дорог. Как заметил Валерий Сердюков, когда он вступил в 1998 году на должность губернатора Ленинградской области, то такой проблемы вообще не существовало, так как не было такого количества личного автотранспорта. «А сегодня, когда каждая вторая семья в Ленобласти имеет машину, и люди стали ездить на своих автомобилях в самые дальние уголки региона, качество дорог интересует всех», - заявил он. Между тем, эксперты некоторое время назад подсчитали, что для того, чтобы привести в порядок все областные трассы необходимо ежегодно ремонтировать 1 тыс. км дорог.
Еще недавно эта цифра казалась астрономической. Однако, в последнее время ситуация с дорогами в Ленинградской области начала улучшаться. «Дороги в области стали намного лучше. По моим данным, жалоб на их качество стало заметно меньше, чем два года назад, а еще через два года их не будет совсем», - пообещал Валерий Сердюков. В этом году, например, только на текущий ремонт автотрасс было выделено 6 млрд. рублей. И эти деньги уже освоены. Такая оперативность связана с тем, что, в отличие от прошлых лет, региональные власти сумели провести все необходимые конкурсные процедуры зимой и в начале весны. «В прошлые годы мы приступали к ремонту дорог в сентябре, потому что ожидали итогов конкурсов и аукционов, Теперь мы смогли переломить эту ситуацию», - заявил он. Валерий Сердюков также заметил, что, наряду со строительством новой скоростной трассы Москва-Петербург, дорожники в следующем году приступят к масштабному ремонту автомобильной трассы «Скандинавия». «Сегодня дорога «Скандинавия» не соответствует никаким стандартам, поэтому после того, как будет закончен ремонт автодороги «Кола» дорожники займутся этой трассой», - заявил он. После ремонта «Скандинавия» станет шестиполосной.
Ставка на туризм
А еще в последнее время Ленинградская область все активнее заявляет о себе, как крупный туристический центр. По словам Валерия Сердюкова, в регионе действует долгосрочная программа развития туризма и рекреации. Она рассчитана до 2015 года и потребует затрат в сумме 1,5 миллиарда рублей. По мнению Валерия Сердюкова, в Ленинградской области есть на что посмотреть. Здесь находится большое количество памятников истории и культуры. Это семь крепостей, три дворцово-парковых ансамбля, 120 бывших дворянских усадеб и памятных мест, курганы, парки, более 30 музеев, мемориалы, памятники, такие как "Зеленый пояс Славы Ленинграда", "Дорога жизни". Кроме того, в регионе развивается водный, сельский и событийный туризм. Например, создаются специализированные маршруты по вепсским местам. А для желающих окунуться в сельский быт, есть возможность пожить в настоящем деревенском доме. В качестве экзотики здесь даже можно научиться доить корову. По мнению губернатора Ленинградской области, одним из мест, где мог бы развиваться природный туризм является Ладожское озеро. «На мой взгляд, крупнейшему пресноводному озеру в Европе - Ладоге, не следует придавать статус заказника, а использовать его для организации туризма», - заявил он. При этом Валерий Сердюков признал, что в выходные дни на Ладоге можно увидеть огромное количество катеров, яхт и лодок. « К сожалению правил поведения и четких маршрутов для этих видов транспорта не установлено, для этого должно быть федеральное регулирование. Необходимо чтобы не только берега охранялись, но и вода", - отметил он.
Если всем планам, которые сегодня ставит перед собой областное правительство суждено сбыться, то Ленинградская область вполне может стать регионом комфортным для проживания, а сценарий ее социально-экономического развития может быть не менее благополучным, чем сегодня - у Московской области.