Западные бренды могут разогнать вакантность торговых площадей в Петербурге до исторического максимума
Согласно данным консалтинговой компании Knight Frank St. Petersburg, по итогам I полугодия 2022 года в петербургских торговых центрах остаются закрытыми магазины 46 международных брендов, которые суммарно занимают 211 тыс. кв. м, или 10% от арендопригодной площади всех объектов.
Аналитики отмечают, что поскольку иностранные бренды в основном имеют долгосрочные договоры аренды с жесткими условиями расторжения, то по данным на конец июня 2022 года большинство арендаторов, приостановивших работу, сохраняют за собой торговые помещения и продолжают оплачивать аренду, за исключением процента от товарооборота.
«Большая часть международных ретейлеров продолжает сохранять помещения в торговых центрах и не делает прогнозов по срокам открытия, что создает ситуацию высокой неопределенности и влияет на всех участников рынка», - отметила региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева.
По ее словам, в итоге девелоперы анализируют рынок и ищут возможные альтернативы международным операторам, но конкретных решений пока не принимают.
«Мы ожидаем, что во втором полугодии определенности на рынке станет больше, и мы сможем нащупать точку опоры для построения более точных прогнозов и перспектив развития торгового сегмента», - добавила эксперт.
В пессимистичном сценарии развития, при условии, что все закрытые на данный момент магазины освободят помещения, вакантность на рынке торговой недвижимости Петербурга может увеличиться до 10% к концу 2022 года, что станет рекордным значением за всю историю. В такой ситуации существенно увеличится доля свободных площадей в суперрегиональных и региональных торговых центрах.
Средне-пессимистичный сценарий развития событий подразумевает рост доли свободных площадей не выше 7-8% на пике, но они крайне неравномерно будут распределены по рынку и постепенно начнут заполняться новыми арендаторами – российскими и азиатскими брендами. Ожидается затяжной период восстановления рынка, а для достижения оптимальных показателей вакантности (3-4%) потребуется не менее года.
Что же касается арендных ставок на торговую недвижимость в Петербурге, то их годовую динамику и текущий уровень демонстрируют данные Restate.ru.
Так, с июля прошлого года по настоящее время стоимость месячной аренды квадратного метра торговых помещений Петербурга снизилась на 23 рубля и сейчас в среднем составляет 1772 рубля. Разброс цен за объект при этом находится в интервале от 8,66 тыс. до 5,2 млн рублей в месяц.