Петербург вряд ли обзаведется большим количеством высотных домов в обозримом будущем: высотное строительство – это дорого, сложно и не полезно для здоровья. Высотные дома, которые появятся в городе, будут, скорее всего, офисами очень крупных компаний – как дань noblesse oblige
Причин, по которой застройщики редко берутся за высотное строительство, много: экономическая неэффективность таких проектов, отсутствие специальных СНиПов, нехватка квалифицированных рабочих кадров.
Под высотными домами, пояснили в КГА, следует подразумевать здания выше 75 метров. Сергей Никифоров, главный инженер проекта «Лахта Центр», утверждает, что в мировой практике определений «высотное» или «невысотное» нет. В любом случае сооружение высоких зданий, говорят застройщики, требует отдельных регламентов – по техническому оснащению, пожарной безопасности и проч. Законодательно такие нормативы не закреплены. Это и есть отправная точка для экономически невыгодного проекта.
Инвестиции без эффекта
Арсений Васильев, генеральный директор компании «УНИСТО Петросталь», уверен: себестоимость строительства высотного здания минимум на 10% выше, чем обычного, даже при «сдержанной финансовой политике» застройщика. Никифоров оценивает себестоимость высотного строительства примерно на 15% дороже обычного, но подчеркивает: каждый случай индивидуален.
Нормы пожарной безопасности для высотных зданий отличаются от стандартных. Поскольку СНиПов нет, застройщики самостоятельно для каждого проекта в отдельности разрабатывают эти нормы, а потом самостоятельно согласовывают их в службе госэкспертизы и МЧС. Разумеется, за свой счет – такая практика сложилась. По словам Васильева, обеспечение пожарной безопасности – не самая затратная статья. Есть длинный перечень других. Необходимо специальное лифтовое оборудование и система управления им; нужны более сложные инженерные системы водоснабжения и отопления; приходится использовать вентиляционные системы особой сложности, поскольку традиционная естественная вентиляция не годится – только механическая. А еще конструктивные элементы, а еще организация строительства: аренда или закупка спецтехники, подача бетона на верхние этажи… Список можно продолжать. «Строить высотное здание экономически неэффективно», - резюмирует Васильев.
Возможности есть
Некоторые составляющие для высотного строительства в Петербурге есть. Территории, пригодные для высотного строительства, полагают в КГА, - «это периферия, не влияющая на историческую панораму». Кроме того, в городе есть спецтехника и кадры, заверили в Комитете. По словам Никифорова, техника в Петербурге, впрочем, как и по России в целом, есть – такая же, как во всем мире. Используется она в основном для строительства уникальных – с большими нагрузками, сложными технологиями – зданий. Если говорить об инженерном составе, рассказывает Сергей Никифоров, специалисты есть. Поскольку высотное строительство в России началось больше десяти лет назад, за это время инженеры набрались опыта. Зато есть дефицит рабочих кадров. Например, операторов, которые управляют сложной техникой, применяемой для высотного строительства. «Людей таких мало, они очень ценятся», - уточняет он.
Опасно для жизни
Специалисты полагают, что у высотного строительства есть будущее, но очень специфическое. «Экономического смысла для строительного рынка здесь нет», - говорит Арсений Васильев. Скорее, дома-башни или небоскребы станут имиджевой составляющей – либо целого города, либо отдельно взятой очень крупной компании с многотысячным штатом сотрудников, которых позарез необходимо разместить в одном здании. Но количество подобных компаний ограничено, даже в крупных городах их вряд ли наберется два десятка. Для таких компаний, рассуждает Васильев, наверное, можно создать отдельную зону – деловой центр.
В жилых проектах по-настоящему высокие здания уже появились. Московский проект «Город столиц» состоит из двух башен – 73 и 69 этажей. По словам Никифорова, квартиры в этих башнях раскупили очень быстро, поэтому столичные застройщики собираются возводить еще что-то подобное. Но это далеко не массовый сегмент рынка. Работать в высотном здании можно, но жить на высоте 600-800 метров от земли – не полезно для здоровья.
Круче только тучи
В некоторых странах, например, в Японии, сооружение небоскребов – способ сэкономить дорогостоящую землю, которой, к тому же, мало. В России недостатка в земле нет, однако стоит она недешево. Эксперты не исключают, что это – одна из причин, которая заставляет застройщиков устремляться ввысь.
Есть и другая причина. Во время одного из визитов в Петербург выдающийся архитектор Рикардо Бофилл озвучил ее: «Это американское изобретение, едва ли не единственный их бренд, который сейчас активно используют страны с развивающейся экономикой – вроде Китая или Малайзии. Идет своеобразное соревнование: кто построит самое высокое здание». Но небоскребы, по мнению маэстро, не только признак стран со слабой экономикой – это еще способ померяться, кто на рынке круче и кто более мачо. «Чем больше амбиций, тем выше здания», - соглашается с иностранной звездой Сергей Никифоров.
Таким образом можно сделать вывод, что в вопросе, что важнее - экономика или амбиции, каждая компания решает самостоятельно. Если, конечно, умеет считать деньги и если есть, что считать.
Елена Зубова
ул. Заставская, д. 31, корпус 2196084Санкт-Петербург,
Подписывайтесь на нашу группу в соцсетях
ВК,
Телеграм,
и наш канал в
Дзен"
: больше интересных новостей каждый день.
По собственной информации. Гиперссылка на Restate.ru обязательна.
Автор: редакция Restate.ru
Архив
Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это