АИЖК готовит ответ Счетной палате о причинах провала госпрограммы "Жилье для российской семьи"
Агентство ипотечного жилищного кредитования (АИЖК) прорабатывает рекомендации, полученные от Счетной палаты РФ (СП) по итогам проверки деятельности агентства в 2014-2016 годах и мониторинга выполнения госпрограммы "Жилье для российской семьи", сообщают СМИ со ссылкой на пресс-службу АИЖК.
По состоянию на 1 января 2017 года в рамках программы «Жилье для российской семьи» в эксплуатацию введено 0,8 млн кв. м жилья экономического класса, или 3,3% объема, предусмотренного Госпрограммой. При этом сама Программа сформирована только на 77,6%. К таким выводам пришла Счетная палата РФ.
На этой неделе глава АИЖК Александр Плутник в ходе заседания Общественного совета при Минстрое также заявил, что программа «Жилье для российской семьи» не сработала. АИЖК планирует рассмотреть иные механизмы, которые позволят заменить эту программу.
Государственная программа «Жилье для российской семьи» была запущена в 2014 году в рамках государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услуги граждан РФ» с целью поддержать отдельные категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также увеличить объемы строительства жилья. В программе участвуют 70 регионов России.
Предполагалось до 1 июля 2017 года построить 25 млн кв. м жилья эконом-класса. Стоимость квартиры в рамках программы не должна превышать 80% от средней рыночной стоимости на аналогичное жилье и при этом не превышать 35 тыс. рублей за кв. м. По состоянию на 1 января текущего года в рамках программы заключены сделки по покупке объектов эконом-класса общим объемом 1,2 млн кв. м. При запланированном показателе в 463 тыс. семей, общее количество семей в сводных по регионам реестрах граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках Программы, составило 74 тыс. семей, или 16%. При этом количество семей, которые приобрели жилье экономического класса, составило 26,3 тыс. семей, или только 5,7%.
Для строительства жилья экономического класса в рамках Программы было предоставлено 56 земельных участков, или 7,7% общего количества участков, отобранных регионами. Все земельные участки, выбранные для вовлечения в оборот Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства, не соответствовали критериям отбора и не были предоставлены для реализации программы. В 2016 году АО «АИЖК» отказалось от 277 земельных участков и готовит предложения по отказу от 54 земельных участков общей площадью 5,3 тыс. га (26,9%). При этом расходы Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства на их вовлечение в оборот составили 64,7 млн рублей.
Отсутствие должной подготовки реализации Программы, контроля за отбором в регионах и проработки эффективного применения механизмов поддержки со стороны Минстроя России и АО «АИЖК» не позволило снизить стоимость жилья на 20%. Основная цель Программы не была реализована Минстроем России в установленные сроки и объемы, отмечается в сообщении Счетной палаты.
Проверка показала, что Правительство России не направляло в 2016 году межбюджетные трансферты регионам на строительство инженерно-технической, социальной и дорожной инфраструктуры, которые планировались в объеме 20 млрд руб. в целях реализации Программы.
Финансовые средства для поддержки застройщиков в виде предоставления льготного кредитования в рамках программы АО «АИЖК» (программа Стимул) были предоставлены АО «АИЖК» банкам в размере 12,4 млрд руб. для реализации только 4,6% проектов в рамках Программы, при этом 5,7 млрд руб. (45,9%) были возвращены банками в АО «АИЖК» из-за отсутствия должной предварительной проработки с застройщиками вопросов кредитования. Строительство инфраструктуры за счет застройщиков практически не осуществлялось из-за отсутствия гарантий выкупа, отмечается в отчете СП.
По мнению АИЖК, программа "Жилье для российской семьи" оказалась невостребованной участниками рынка, в изменившихся экономических условиях потребовались новые механизмы комплексной поддержки сектора жилищного строительства. Программа была запущена в начале 2014 года, но уже в конце года существенно изменились макроэкономические условия.
Бюджетные средства, запланированные на строительство инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры при реализации проектов по комплексному развитию территорий в рамках программы, были перераспределены на реализацию программы субсидирования процентных ставок на приобретение жилья в новостройках, запущенной в марте 2015 года, отмечается в релизе агентства.
Программа субсидирования стала одной из самых эффективных антикризисных мер – всего на выплату субсидий направлено 11,9 млрд рублей. Каждый рубль бюджетных средств привлек в жилищное строительство 124 рубля внебюджетных инвестиций, из которых 46 рублей – средства населения.
Иными словами, хотя программа провалилась, в АИЖК считают свою деятельность весьма эффективной.