В том, что предоставление логистических услуг – весьма прибыльное и перспективное занятие, едва ли кто-то сомневается. По прогнозам РБК, только в ближайшие несколько лет выручка логистических компаний увеличится в полтора раза, а темпы роста рынка транспортно-логистических услуг составят 6-7% в год. Однако высокие темпы роста обеспечиваются в основном за счет увеличения объема грузоперевозок, а отнюдь не предоставления комплексных услуг. Большинство компаний просто-напросто экономят на них, предпочитая организовывать поставки самостоятельно. Исправить ситуацию может передача производственными компаниями логистических процессов на аутсорсинг. А способствовать этому призвано создание альянсов российских и международных логистических компаний.
Согласно данным аналитического обзора РБК «Российский рынок транспортно-логистических услуг: тенденции и перспективы развития», в настоящее время на российском рынке работают около 4 тыс. компаний, предоставляющих транспортно-экспедиторские услуги, в том числе более 3 тыс. перевозчиков и 1 тыс. экспедиторов. Порядка 760 компаний предоставляют складские услуги. Среди наиболее крупных отечественных логистических операторов можно выделить «Юнитранс», Национальную логистическую компанию, «АТЛ Холдинг», Российскую логистическую службу, «ЕвроСиб» и STS Logistics. Масштабы операций глобальных логистических провайдеров в России относительно невелики и в значительной степени зависят от активности их клиентов на российском рынке.
По прогнозам РБК, среднегодовые темпы роста рынка транспортно-логистических услуг в течение ближайших четырех лет составят 6-7%, а емкость рынка (выручка компаний, предоставляющих услуги) увеличится в 1,3 раза – с 25,5 млрд долл. в 2005 г. до 34,4 млрд долл. в 2010 г. При этом отдельные сегменты рынка будут развиваться весьма неравномерно. Наиболее высокие темпы роста (до 30%) ожидаются в сегменте комплексной логистики (хранение и дистрибуция товаров), что определяется исходно низким уровнем развития данного типа услуг. Емкость этого сегмента может возрасти с 550 млн долл. до 1,9 млрд долл. Высокие темпы роста (около 28%) будет демонстрировать и управленческая логистика. Выручка компаний, работающих в данном сегменте, увеличится с 280 до 900 млн долл. Сегмент экспедиторских услуг возрастет с 2,3 млрд долл. до 3,1 млрд долл.
И все бы хорошо, но проблема в том, что высокие темпы роста российского рынка транспортно-логистических услуг обусловлены в первую очередь увеличением объема грузоперевозок. Хотя, по оценкам РБК, темпы роста рынка грузоперевозок составят в среднем всего 4,7% в год, емкость этого рынка увеличится с 22,4 млрд долл. в 2005 г. до 28,5 млрд долл. в 2010 г. «Рост российского рынка транспортно-логистических услуг обусловлен интенсификацией перевозок, – сказала RBC daily руководитель проектов консалтинговой компании Newton Advice Bureau Инна Чалченкова. – Причем на текущий момент рост в значительной степени происходит за счет увеличения емкости внутрироссийского рынка – темпы роста объема перевозок внутри страны превышают темпы роста международных операций в среднем в два раза».
Причина сложившейся ситуации проста – большинство российских компаний экономят на издержках и не хотят покупать логистические услуги в комплексе. Как пояснил RBC daily директор по развитию консалтинговой компании «А Дан Дзо» Ырысбек Ташбаев, клиентские компании (промышленные и торговые предприятия) пока не готовы к передаче логистических функций кому-либо из-за недостаточного уровня развития их логистики. «Предложение комплексных логистических услуг значительно опережает спрос, – пояснил RBC daily управляющий партнер Logistics Fiela Audit в России, СНГ и странах Балтии Андрей Хлус. – В большинстве случаев клиент запрашивает дешевый склад и дешевый транспортный тариф. Потенциальные клиенты просто не понимают сути предложения комплексных логистических услуг». В то же время на рынке существуют вполне профессиональные провайдеры, готовые предоставить подобные услуги и имеющие реальную практику в этой отрасли. «За последние пять лет уровень российских логистических операторов значительно вырос, и в настоящее время крупные провайдеры предоставляют клиентам полный комплекс услуг в соответствии с международными стандартами», – сказала RBC daily представитель ООО «Национальная логистическая компания» Полина Винокурова.
Подобному ходу событий способствует и далекий от идеала уровень развития складской и транспортной инфраструктуры. «Отсутствие крупных логистических центров, предоставляющих полный комплекс услуг по перераспределению грузов, является серьезной проблемой, – сказал RBC daily представитель крупной логистической компании. – Таких центров совсем немного, причем большую их часть построили для себя западные игроки». Наличие таких центров актуально уже сейчас, а когда рынок вырастет до определенных объемов, станет просто необходимым. «Логистические складские комплексы и их четкая работа, являются одним из основных столпов логистического бизнеса», – пояснил RBC daily директор департамента инфраструктурных и транспортных проектов юридической фирмы «Вегас-Лекс» Александр Кошкин.
По словам Ырысбека Ташбаева, рецепт выхода из сложившейся ситуации – ускоренная передача клиентскими компаниями неключевых функций профессиональным логистам. «Одним из основных факторов роста транспортно-логистического рынка является передача производственными компаниями логистических процессов на аутсорсинг, – соглашается Инна Чалченкова. – Пионерами передачи внутреннего бизнес-процесса внешнему исполнителю уже стали западные компании (Sun Microsystems, HP, Sony). Российским компаниям осталось только перенять опыт». По словам Полины Винокуровой, другая проблема – отсутствие инфраструктуры – может быть решена путем создания частных объектов (платных дорог, контейнерных площадок, транспортно-грузовых и логистических центров, технопарков) за счет в основном государственно-частного партнерства.
Способствовать позитивному развитию событий, по мнению экспертов, должно создание альянсов с крупными международными логистическими операторами. Как пояснила RBC daily Полина Винокурова, роль российских партнеров будет заключаться в обеспечении операционной части (транспорт, складирование), в то время как зарубежные партнеры возьмут на себя информационные и управляющие функции, а также обеспечат взаимодействие с зарубежными рынками. Тем более что можно не бояться тотального доминирования западных логистических операторов за счет поглощения крупных российских игроков, как это произошло в странах Восточной Европы. С одной стороны, глобальные операторы не рассматривают российский рынок как стратегическое направление. С другой, наблюдается довольно быстрый рост и укрепление позиций российских логистических компаний, в том числе за счет формирования крупных транспортно-логистических холдингов.