Городские власти заявляют о необходимости построения системы взаимовыгодного сотрудничества с самарским бизнесом в самых различных отраслях и секторах экономики. Муниципалитет готов оказывать посильную помощь тем компаниям и предприятиям, которые придут с инвестициями на территорию Самары. Однако власть потребует от представителей частного капитала жесткого соблюдения своих обязанностей и достигнутых договоренностей
Что город делает для бизнеса…
Большинство самарских предприятий и организаций так или иначе заинтересованы в получении муниципального заказа, который является одной из форм сотрудничества города с бизнесом. Сейчас городские власти активно привлекают для выполнения муниципального заказа самарские предприятия, которые и являются основными поставщиками товаров и услуг (90% объема закупок для муниципального заказа приходится на самарские предприятия).
Город - крупнейший потребитель товаров, работ и услуг. По статистике, на эти цели Самара ежегодно тратит около 6 млрд рублей. Размещение закупок происходит через систему муниципального заказа. В 2007 году проведение торгов и аукционов принесло городскому бюджету экономию в сумме порядка 300 млн рублей (в 2006 году экономия от проведенных торгов составила 11 млн рублей).
В настоящее время городские власти заявили о своем намерении запустить производство лифтов. В ближайшие годы потребность города в них будет составлять 2,5 тысячи шт. Сегодня переговоры ведутся с рядом крупных заводов по вопросу возможности создания лифтового производства на территории Самары. С учетом ввода новых домов потребность в лифтах будет сохраняться. Многоэтажная застройка, которую планируется вести на городских территориях в порядке комплексного освоения районов, будет способствовать развитию этого производства.
Большую ставку город делает на малый и средний бизнес. С одной стороны, увеличение количества малых и средних предприятий - это несомненный вклад в доходную часть муниципального бюджета. Существующая система межбюджетных отношений построена таким образом, что налоги крупных предприятий поступают в вышестоящие бюджеты, а в городской бюджет в основном идут налоговые поступления от малого и среднего бизнеса, налог на доходы физических лиц и земельный налог. С другой - предприятия малого и среднего бизнеса создают рабочие места, и формирование так называемого среднего класса напрямую зависит от увеличения количества предпринимателей. Со своей стороны город старается поддерживать субъекты малого и среднего бизнеса. В настоящее время разработана программа поддержки малого и среднего бизнеса, в ее рамках создан бизнес-инкубатор. «Мы влияем на налогообложение таких предприятий, потому что у нас буквально все отрасли малого и среднего бизнеса - те, которые облагаются единым налогом на вмененный доход, - имеют льготные ставки налогообложения. Кроме, пожалуй, одной категории - розничной торговли алкогольными напитками. Здесь наша позиция такова: нужно держать ставку на том уровне, который диктует действующее законодательство. Без каких-либо поблажек и льгот. Все остальные сферы у нас так или иначе находятся в льготной ситуации», - говорит Виктор Кудряшов, руководитель департамента экономического развития городского округа Самара. В то же время крупные предприятия также не остаются без внимания городских властей. Поскольку большая часть населения работает именно на крупных предприятиях, муниципалитет предпринимает меры для того, чтобы облегчить положение таких предприятий. Некоторое время назад был поставлен вопрос о снижении ставки земельного налога для предприятий авиационной промышленности. При снижении ставки земельного налога у города возникают выпадающие доходы порядка 70 млн рублей. В ответ предприятия готовы взять на себя обязательства по повышению заработной платы своих сотрудников на 35-40%. Городская Дума отправила проект на доработку, и он включен в план работы городской Думы на 2008 год. Строительный сектор также является одним из приоритетных направлений экономической политики города. Муниципалитет заявляет о своей готовности способствовать развитию строительной отрасли, в частности, снизить административные барьеры и обеспечить прозрачность и предсказуемость действий власти.
… и чего от него ждет
Самарский бизнес является равноправным участником процесса создания комфортной городской среды. Наиболее частый упрек, который представители самарского бизнеса адресуют городским властям, - это жалобы на административные препоны, которые чиновники по ряду причин чинят представителям частного капитала. Городские власти отвечают, что готовы делать все возможное, чтобы «не мешать» деятельности инвесторов, но ждут того же и от них. Не надо напоминать о том, что выстраивание четких, слаженных и взаимовыгодных отношений, улучшение жизненных условий горожан невозможно без сотрудничества обеих сторон. Когда городская администрация предоставляет бизнесу возможности для роста и оказывает в этом посильную помощь - это значит, что от коммерческих структур она потребует четкого выполнения возложенных на них обязанностей. «С одной стороны, от самарского бизнеса мы ждем многого, но все наши желания и требования вполне исполнимы. Во-первых, мы ждем четкого исполнения обязанностей налогоплательщика. К сожалению, для малого бизнеса зачастую характерно такое явление, как «теневые» зарплаты, «теневые» обороты. С этой проблемой мы боролись и будем жестко бороться. Если муниципалитет обязан выполнять свои функции по поддержке малого бизнеса, содержанию города, которое осуществляется в том числе и на средства малого бизнеса, то и бизнес-структуры должны в полном объеме выполнять свои обязательства. Естественно, мы ждем инициативы от самарского бизнеса. На данный момент экономическая ситуация в городе достаточно хорошая, объем промышленного производства за прошлый год вырос на 24%. Достойный показатель, который превышает уровень Самарской области в целом. Также на 24% выросла и средняя ежемесячная заработная плата: по величине зарплаты Самара опережает такие города-миллионники, как Нижний Новгород, Ростов, Волгоград. На уровне губернии существует инвестиционное законодательство - одно из самых прогрессивных. В рамках этого законодательства крупным инвестиционным проектам гарантирована административная поддержка. Есть возможность получить льготы по ряду налогов, зачисляемых в областной бюджет. А город может предложить административную помощь по включению тех или иных объектов в инвестиционные программы, что очень важно для инвесторов. Наши возможности по предоставлению земельных участков, к сожалению, ограничены, поскольку с середины 2006 года город не распоряжается землей. Но определенную помощь в получении этих участков мы оказать можем», - говорит Виктор Кудряшов. Жилищно-коммунальная отрасль, традиционно находящаяся в аутсайдерах по своей экономической отдаче, только после начала реформирования стала представлять интерес для коммерческих структур. Сегодня в Самаре порядка 90% жилого фонда находится под управлением частных управляющих компаний. Однако муниципалитет не уходит из этой сферы деятельности: все платежи населения осуществляются через муниципальную структуру «Единый информационно-расчетный центр». Финансовый контроль за расходами денежных средств управляющих компаний остался функцией города. Одновременно с этим муниципалитет сохранил определенную возможность финансовой поддержки управляющих компаний - такой же, какую ранее имели муниципальные предприятия, занятые в сфере ЖКХ. Так, компенсируются значительные суммы расходов по сверхнормативному потреблению коммунальных ресурсов, убытки по содержанию ветхого и аварийного фонда, поскольку квартплата для жителей таких домов идет с понижающими коэффициентами. Самарский бизнес интересуется
«Каковы приоритеты экономического развития города?» - спрашивает Татьяна Сынтина, заместитель директора Самарского филиала ОАО «АК БАРС Банк»
Виктор Кудряшов, руководитель департамента экономического развития городского округа Самара:
- Самаре надо ориентироваться на те отрасли, темпы развития которых, быть может, несколько отстают от желаемых, но в то же время имеют большой потенциал роста. Например, авиационная промышленность. Это финансово емкая отрасль, но и отдача от нее может быть колоссальной. Принятие целого ряда стратегически важных решений, внедрение инновационных проектов в этой отрасли способны дать мощный толчок для ее развития. В конечном итоге общее влияние на экономику города и области будет очень высоким - это обеспечит рост промышленного производства, решит вопросы занятости и качества жизни работников, занятых в этой сфере. Сегодня город оценивает как инвестиционно привлекательное направление утилизацию твердых бытовых отходов. Нас интересует строительство мусоросортировочной станции, мусоросжигающих заводов. По нашим оценкам и опыту других регионов, с которым знакомились наши специалисты, окупаемость мусоросортировочной станции при объеме инвестиций порядка 80-90 млн рублей составляет около трех лет. Самара заинтересована в появлении инвесторов в этой отрасли, и муниципалитет готов оказывать административную поддержку бизнесу, вложившему средства в создание мусороперерабатывающих производств. Уже сегодня существует определенная конкуренция среди инвесторов по реализации этого направления. Ведется отвод земельных участков под строительство трех таких станций на территории города. Всего же необходимо 7-8 станций, так что возможность поучаствовать в этом проекте сохраняется. Следующее направление, интересное для муниципалитета, - производство лифтов. Также мы планирует вкладываться в дорожное строительство. Согласно концепции развития автомобильных дорог Самарской области для серьезного развития дорожной сети Самаре ежегодно нужно в эту сферу вкладывать не менее 10 млрд рублей.
ул Малая Морская, д. 15, литера А, помещение 11-H, офис 5190031Санкт-Петербург,
Подписывайтесь на нашу группу в соцсетях
MAX,
ВК,
Телеграм,
и наш канал в
Дзен"
: больше интересных новостей каждый день.
Автор: редакция Restate.ru
Архив
Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это