Проблема людей, заплативших деньги в расчете на будущее жилье и в результате оставшихся без крыши над головой, то затихает, то снова становится злободневной. Перефразируя известное изречение, можно сказать: «Целый мир не стоит одной слезы дольщика».
Почему случаются эти коллизии? Кто стоит у их истоков? И что делается, чтобы снизить накал страстей? На эти и другие вопросы нам ответил Владимир Кузнецов, заместитель председателя городского Комитета по строительству, который руководит в нем Управлением контроля и надзора в сфере долевого строительства.
– 14 ноября 2006 года распоряжением губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко была создана рабочая группа, на которую возложили задачу по решению проблемы «обманутых» дольщиков. Что стало главной причиной создания такого органа? – Причиной создания такой группы стали заявления от участников долевого строительства, пострадавших от неисполнения договорных обязательств (на тот момент количество поданных ими заявлений достигло 386. – Прим. автора). Учет этих заявлений Комитет начал осуществлять в августе прошлого года. Мы изучили и классифицировали первый поток заявлений. Методика работы нашей комиссии была следующей. Мы заранее разделили проблемные адреса на три категории. В первую попали те объекты, при достройке которых требовался лишь жесткий контроль и соответствующая помощь. Обычно речь шла о порядочных застройщиках и о форс-мажорных обстоятельствах, которые повлияли на сдачу их объектов. Например, дефолт 1998 года. Во вторую вошли случаи, когда кредит доверия к компании-застройщику со стороны дольщиков был уже исчерпан. В таких ситуациях вопрос обычно решается передачей прав на достройку ТСЖ. И наконец, в третьей оказались дома, на которых работы даже и не начинались. Такие случаи мы будем выносить на торги с обременением в виде предстоящей достройки и выполнения обязательств перед дольщиками. Первое заседание комиссии состоялось весной 2007 года. За прошедший период мы провели в общей сложности 13 заседаний, в ходе которых была рассмотрена ситуация сложности на 53 проблемных объектах. Причем в этот список входили и те дома, из которых поступило даже одно-два заявления. Конечно, наша комиссия является чисто рекомендательным органом. Непосредственный контроль за ходом работ на объектах осуществляют соответствующие надзорные органы.
– Но была еще и так называемая «социальная комиссия»? – Да, уже в процессе предварительной работы выяснилось, что далеко не все вопросы находятся в сфере нашей компетенции. Так что пришлось дополнительно создать специальную комиссию при вице-губернаторе Людмиле Косткиной. В ее комиссию были переданы заявления, по которым есть решения суда о выплате денежных компенсаций. Таковых рассмотрено в общей сложности 213. Так вот, в 202 случаях люди, имея на руках судебные решения в свою пользу (речь идет о трех адресах, по которым компании-застройщики были официально признаны банкротами), получили денежные компенсации, а в 11 получат квартиры. По одной только компании «Инэкс-дизайн», которая якобы собиралась строить квартиры в щитовых домах – кстати, ее руководителя посадили на 5 лет – удалось помочь 46 гражданам. Итого: 386 минус 213 получается 173 адреса. То есть мы сообща взялись за решение проблемы, и градус социального протеста спал. Согласитесь, это тоже немаловажно. Во всяком случае, пикеты дольщиков возле нашего комитета больше не выстраиваются. Также немаловажно, что в процессе нашей работы началось разрешение ситуации по жилищным сертификатам для военнослужащих. Словом, люди стали получать или деньги, или квартиры, в том числе – и в социальных домах. По большому счету сейчас остались трудности лишь с 12 домами, которые надо просто достроить. Все они находятся на особом контроле у рабочей группы.
– Что это за дома? И что делается для того, чтобы они были сданы в эксплуатацию? – Для примера возьмем ситуацию с домом 93 по Ленинскому проспекту, который рассчитан на 276 человек. История была достаточно резонансной. Его должны были сдать в эксплуатацию еще 5 лет назад. Теперь же решено право достройки дома передать ТСЖ, строительные работы осуществлять под непосредственным контролем комитета. Задача – ввести дом в эксплуатацию летом 2008 года. Все работы ведутся строго по себестоимости, а инженерная инфраструктура будет оборудована за счет средств из городского бюджета. За остальное же платят сами дольщики. Уже заключены субподрядные договоры по теплоэнергообеспечению и по вывозу свалочных масс. На доме сделана кровля. А ведь стоит вспомнить, что по инженерному устройству здесь не было даже проектно-сметной документации! Каждый вторник под моим руководством проводятся оперативные совещания на стройплощадке. В общем, ситуация сдвинулась с мертвой точки. Или взять дом на Богатырском проспекте, 47. Его достройку планируется завершить уже в этом году – она осуществляется через подрядную организацию, которая получит в качестве платы за сделанную работу 21 квартиру. Конечно тогда, когда сдаст объект в эксплуатацию, который она достраивает за счет кредитных средств. Между прочим, цена достройки – 0 за кв. метр. То есть сами дольщики мне говорили: «Это обходится нам дешевле, чем услуги адвоката. Да ведь еще и неизвестно, выиграл бы он процесс, взяв деньги. А тут изменения мы видим воочию». Достаточно непростая ситуация сложилась в Пушкине с домами, которые расположены в 9 и в 10 кварталах. После проведения кадастровой регистрации земельных участков в этих кварталах будет утверждено постановление о передаче прав на достройку жилых домов ТСЖ. Также уже проведен конкурс на выполнение инженерного обустройства за счет средств бюджета, а ТСЖ или ЖСК занимаются организацией кадастровой съемки. Такая схема была принята на общих собраниях дольщиков, которые вполне доверяют руководству ТСЖ (ЖСК). А комитет будет осуществлять техническое сопровождение. А вот в доме на Сампсониевском проспекте, 47 ситуация по-прежнему непростая. Есть там и ТСЖ, есть и застройщик, и генподрядчик – компания «Викинг». Так вот она обанкротилась. Вдобавок ко всему дольщики не знают, кому доверять. И как им помочь? Кстати, с компанией «Викинг» в последнее время возникло немало проблем. Ведь «ее» дом есть и в 16 квартале в Пушкине, где «завис» элитный жилой комплекс. Правда, там жильцам удалось организоваться и без лишнего шума «отодвинуть» «Викинг» в сторону. Но, увы, так получается далеко не всегда. Есть ситуации и вовсе нестандартные. Например, с «домами-призраками», которые строились вообще без разрешительной документации! Или строятся без нее и по сей день. Это те случаи, когда все виноваты и одновременно никто не виноват. Так что накатанных схем разрешения конфликтных ситуаций здесь нет и быть не может. Конечно, есть некие алгоритмы, но мы стараемся применять их по ситуации.
– Я так понимаю, что, как правило, проблемы возникают с небольшими строительными компаниями, своего рода фирмами-«однодневками»? – Правильно понимаете. Крупные, уважаемые компании «не дали» городу ни единого обманутого дольщика. Максимум, что они допускают – это задержки по срокам сдачи объектов.
– И какие меры воздействия применимы к недобросовестным стройфирмам? – Да вплоть до отстранения от строительной деятельности. Например, через приостановку действия соответствующей лицензии. А начинать можно со штрафов по линии КУГИ за неисполнение инвестиционных договоров.
– Вы все время произносите фразу «обманутый дольщик» с неким подтекстом… – Понимаете, любой человек может попасть в сложную житейскую ситуацию. В том числе и финансовую. В том числе – и по собственной инициативе. Да, несколько лет назад при выборе места будущего проживания его интересовало все, что угодно – местонахождение дома, цена за квадратный метр, близость к метро, даже «роза ветров». А вот кто будет строить этот дом, каков авторитет строительной компании – это, по мнению многих, дело десятое. Отсюда и многие проблемы. А решить хозяйственно-технические вопросы путем митингов и демонстраций, как у нас это происходило, не получится, тем более, когда они проходят с политической или предвыборной подоплекой.
– И как же ситуация выглядит на сегодняшний день? – Вы ждете от меня точную цифру, скольким дольщикам еще предстоит помочь? Ее вам никто не назовет, потому что ситуация меняется постоянно. Так что, по-моему, лучше сказать так. По данным на 6 декабря 2007 года (именно в этот день мы беседовали. – Прим. автора) в Санкт-Петербурге уже сдано в эксплуатацию 25 тыс. 400 квартир. План на год – порядка 40 тыс. квартир. Обращений же со стороны обманутых дольщиков у нас зарегистрировано 588. Нетрудно посчитать вполне благоприятное для городских властей процентное соотношение. Хотя я прекрасно понимаю – при самой радужной статистике даже один факт из разряда вышеприведенных требует оперативного вмешательства. Потому что для абсолютного большинства дольщиков это не частный случай, а поистине трагедия.
Беседовал Аркадий Орлов
ул Малая Морская, д. 15, литера А, помещение 11-H, офис 5190031Санкт-Петербург,
Подписывайтесь на нашу группу в соцсетях
MAX,
ВК,
Телеграм,
и наш канал в
Дзен"
: больше интересных новостей каждый день.
По собственной информации. Гиперссылка на Restate.ru обязательна.
Автор: редакция Restate.ru
Архив
Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это