В объявлениях о продаже жилья в Самаре часто упоминаются детский сад, школа и приличные соседи и почти никогда - паркинг.
Транспортная проблема - это не только плохое дорожное покрытие и вечные пробки даже на хороших дорогах, это еще и проблема паркингов, стоянок и гаражей. Увы, в советское время хоть и было объявлено, что «автомобиль не роскошь», но не было рассчитано, каким количеством личных авто обзаведутся граждане. Пожалуй, в истории есть один положительный пример такой прозорливости - чешский король Карл IV, заложивший невиданную для современников ширину дорог в Праге, которая и в современных условиях позволяет свободно разъезжаться десяткам туристических автобусов.
В многомиллионной Москве к вопросу о том, куда ставить машину, относятся очень серьезно как на бытовом уровне, выбирая квартиру, так и на уровне городского правительства. В соответствии с генеральным планом развития города до 2020 года столичные власти планируют возвести в Москве гаражи и паркинги на 2,5 млн машиномест. Кроме того, в Московском регионе действуют несколько муниципальных программ, нацеленных на поддержку москвичей в приобретении гаражей и паркингов на льготных условиях, так называемый народный гараж, и городская целевая ипотечная программа (с нулевым первоначальным взносом, сроком кредита на 10 лет и ставкой 12% годовых в долларах).
В Самаре вопрос о том, куда парковать автотранспорт, тоже периодически поднимался, однако больше в ключе «проблем исторической части города». В генеральном плане развития городских территорий Самары среди множества других транспортных проблем города вопрос отсутствия парковочных мест сведен к «отсутствию в центральной части и в «зонах притяжения» подземных и надземных паркингов для хранения автотранспорта». На протяжении последних лет в своих ежегодных отчетах уполномоченный по правам человека в Самарской области указывает на то, что несанкционированные ночные стоянки наносят ущерб окружающей среде и людям. Абзац с предложением органам местного самоуправления г. о. Самара наладить комплексную работу по ликвидации незаконных и созданию санкционированных стоянок перекочевывает из одного ежегодного отчета в другой без изменений. В администрации города не раз обсуждалось строительство подземных паркингов, но пока это только разговоры. Конечно, для нашего города есть более насущные проблемы - с тем же самым дорожным покрытием и строительством новых транспортных развязок. Но уже сейчас несанкционированные парковки и неразбериха с ГСК становятся не менее актуальной темой. А осознания комплексности данной проблемы нет.
В то же время, по данным самарского МРЭО, в 2006 г. на учет в ГАИ было поставлено 80 тысяч 798 авто, а ежегодный прирост населения, покупающего автомобили, по экспертным оценкам, составляет 20% в год. При сохранении существующей тенденции прогноз до 2015 г.
- не менее 320000-350000 автомобилей. Оценить же всю совокупность фонда паркомест в городе представляется весьма проблематичным. Наряду с подземными паркингами, являющимися частью жилых комплексов, стационарно организованными стоянками, гаражными комплексами и ГСК существует неучтенный фонд несанкционированных ночных стоянок. С этим «злостным» явлением по мере сил и возможностей борются жители близлежащих домов. Борьба эта тщетна, так как добрая часть жителей сами же и оставляют на этих импровизированных стоянках свои машины на ночь. Ни для кого не секрет, что зачастую автомобилисты также пользуются ночными услугами стоянок при офисных и торговых центрах за небольшую мзду местной охране. Как показывает практика, не все в порядке и с оформлением документов у гаражно-строительных кооперативов. В случае отсутствия правоустанавливающих документов на землю и строение гараж приравнивается к самовольной постройке, а отсюда возникают проблемы, когда у земельного участка объявляется настоящий владелец.
Как показал опрос, проведенный на сайте nrn.ru, большая часть самарцев при выборе места жительства просто не задумываются о наличии рядом с квартирой места для парковки или стоянки. Речь о наличии паркинга у дома заходит лишь при покупке нового жилья. Здесь ситуация зависит от класса совершаемой покупки. Так, в сегменте элит- и бизнес-класса наличие паркинга в доме является обязательным. Как считает Татьяна Арапова, директор департамента развития и PR РК «Центр недвижимости», «время, когда паркинг считался атрибутом элитного жилья, осталось в прошлом. Для покупателей жилья бизнес-класса наличие паркинга - вполне логичная и естественная составляющая запрашиваемого уровня комфорта. Для профессиональных операторов рынка такой фактор, как присутствие паркинга, оптимизирует продажу объекта». Сегодня для причисления новостройки к элитному классу в параметрах гаражной площади должно быть не менее двух машиномест на квартиру. Кроме этого, должны быть предусмотрены гостевые парковки, а также приветствуются автомойка и автосервис в зоне автостоянки. Правда, во всей этой паркинг-идиллии есть своя ложка дегтя: тот факт, что вы покупаете квартиру в доме с подземным паркингом, вовсе не означает, что вы становитесь владельцем и места на подземной стоянке. В Самаре распространена практика отдельной продажи квадратных метров квартиры и машиноместа. Зачастую инвесторы (или девелоперы) сознательно не хотят «утяжелять» цену жилья. Стоимость одного машиноместа в подземном паркинге нового дома, расположенного в центральном районе Самары, может достигать
1 млн руб., а это, согласитесь, немалые дополнительные расходы. Реализация паркомест позволяет получать дополнительную прибыль, что обеспечивает высокий уровень рентабельности вложенных в это строительство средств. Вряд ли эта практика надолго задержится на нашем рынке. Европейский опыт и современное положение вещей в столице подсказывают другой подход к формированию продажной стоимости апартаментов, при котором стоимость парковочного места в подземном паркинге входит в общую стоимость апартаментов.
Определенные коррективы в реализацию проектов подземных паркингов строящегося жилья вносит точечная застройка. Если участок, на котором строится новый жилой комплекс, расположен в зоне плотной застройки, это, безусловно, приводит к жесткой экономии пространства, и подземные паркинги даже не включаются в проект. Особенно этим «грешат» дома, построенные в 90-х годах в центральных районах города. И жители этих домов вынуждены решать проблемы парковки самостоятельно, обычно устраивая несанкционированные ночные стоянки во дворах, так же как и жители домов эконом-класса, для которых паркинг не заложен в проекте. Не строят подземных паркингов для жилья эконом-класса и в Москве, где в городских строительных нормах прописано, какое количество социальных объектов (а гаражи отнесены именно к ним) должно приходиться на новостройки. По мнению московских законодателей, на 1000 человек должно приходиться не менее 210 машиномест. Однако, по словам управляющего партнера компании «МИЭЛЬ - Новостройки» Оксаны Каармы, «подземных паркингов у домов эконом-класса в Москве практически нет. В Подмосковье в некоторых проектах существуют подземные или многоярусные надземные парковки. Количество машиномест в них сильно варьируется, в среднем коэффициент составляет 0,5».
Да и сами покупатели жилья эконом-класса, по наблюдениям профессиональных операторов рынка, не предъявляют особых требований к наличию мест для парковки вблизи дома. Основным критерием выбора для них является цена. Татьяна Арапова отмечает, что «покупателей жилья условно можно разделить на две группы. К первой относятся те, кто закрывает базовые потребности (в данном случае выбор определяется в первую очередь ценой). Притязания второй группы более высокие, и наличие паркинга рассматривается как вполне закономерная составляющая покупки». Такие же критерии спроса характерны и для московского рынка. «В эконом-классе парковка поблизости от дома, конечно, влияет на решение о покупке, но ее наличие не носит критического характера», - резюмирует Оксана Каарма. Такое невнимание к гаражному вопросу со стороны покупателя отнюдь не означает, что он не является автовладельцем. В сделках с недвижимостью (даже в сегменте эконом-класса) априори участвуют небедные люди: в договорах фигурируют суммы в миллионы рублей. И парадокс ситуации заключается в том, что даже если человек не задумывается о том, куда парковать машину, в момент выбора квартиры и совершения сделки, он будет решать эту проблему в будущем ежедневно.
Стоянки для машин сейчас на рынке real estate воспринимаются как продавцами (риэлторскими агентствами, девелоперами), так и покупателями скорее как роскошь, чем необходимость, хотя количество автомобилей на душу населения увеличивается с каждым годом. И чем скорее утвердится понимание, что паркинги - это такая же неотъемлемая часть инфраструктуры, как аптеки и магазины, тем легче будет каждый вечер находить место для парковки автомобиля рядом с домом.
Комментарий специалиста
Оксана Каарма, управляющий партнер компании «МИЭЛЬ - Новостройки»:
- Сегодня подземный паркинг является атрибутом любого дома высокого класса. Причем с позиций девелопера идея состоит не в том, чтобы заработать именно на машиноместах, а в том, чтобы добавить стоимость всему проекту. Таким образом, в элитной недвижимости наличие паркинга подразумевается априори и заложено цену. В то же время его отсутствие сильно влияет на стоимость квартир в доме и может также служить причиной потери в классе.
Более того, существует такое понятие, как количество машиномест на квартиру. Например, для объектов, относящихся к категории «элит», количество машиномест должно составлять два на одну квартиру. Для проектов бизнес-класса этот показатель колеблется от 0,9 до 2.
ул Малая Морская, д. 15, литера А, помещение 11-H, офис 5190031Санкт-Петербург,
Подписывайтесь на нашу группу в соцсетях
MAX,
ВК,
Телеграм,
и наш канал в
Дзен"
: больше интересных новостей каждый день.
Автор: редакция Restate.ru
Архив
Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это