В Петербурге состоялся форум «Государственный строительный надзор и экспертиза. Пути реализации принципа «единого окна» для застройщиков в субъектах Северо-Запада России». Главным стал вопрос формирования новой нормативной базы в строительстве.
По словам начальника Службы государственного строительного надзора и экспертизы Александра Орта, необходимость проведения межрегионального форума была продиктована тем, что у участников строительного рынка все еще возникает достаточное количество вопросов, касающихся проведения единой государственной экспертизы. Кроме того, назрела необходимость очертить круг проблем, с которыми сталкиваются службы госэкспертизы по всему Северо-Западу. Для того чтобы эффективно работала служба надзора и экспертизы, нужна нормативная база. У нас в этой области существует много проблем. Они усугубились в связи с принятием в 2003 году Закона №184-ФЗ «О техническом регулировании», согласно которому срок действия существующих норм и стандартов ограничивается 2010 годом. Кроме того, не допускалось внесение изменений и дополнений в существующие СНиПы. Поэтому на протяжении последних 4 лет не было принято ни одного нового норматива, регулирующего строительную деятельность. 1 мая текущего года Президент подписал закон №65-ФЗ, вносящий поправки в Закон о техническом регулировании. Появление этого правового акта дало возможность не только усовершенствовать имеющиеся СНиПы с учетом новых строительных технологий, но и формировать своды правил, на соответствие которым в отсутствие технических регламентов будет проверяться производимая продукция. Кроме того, Закон 65-ФЗ свел количество необходимых к разработке строительных техрегламентов к двум: «О безопасности зданий и сооружений» и «О безопасности строительных материалов». По словам первого заместителя председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства и ЖКХ Ларисы Бариновой уже на этой неделе первый вариант техрегламента «О безопасности зданий и сооружений» будет направлен на рассмотрение в Санкт-Петербург, поскольку именно здесь наиболее развита система разработки нормативной документации. Кроме того, по мнению разработчиков технического регламента, это будет справедливо, ведь Северная столица стала первым регионом, пострадавшим от несовершенства действующего законодательства, когда по прокурорскому представлению были отменены Территориальные строительные нормы. В декабре проект первого технического регламента будет размещен на сайте Министерства регионального развития, и каждый желающий сможет ознакомиться с текстом документа и дать свои замечания. «Я призываю всех профессионалов строительной отрасли принять активное участие в обсуждении технического регламента, – обратилась к собравшимся Лариса Баринова. – В этом вопросе не может быть пассивности, потому что от этого документа зависит будущее строительной деятельности». Но пока не существует разработанных технических регламентов, продукцию и услуги предполагается проверять на соответствие параметрам, которые найдут отражение в сводах правил. Своды правил будут включать в себя действующие СНиПы, ГОСТы и ТСН. Все они составят в комплексе доказательную базу, на которой будут основываться главные документы в области стандартизации – техрегламенты. По мнению председателя исполнительного комитета Ассоциации «Северо-Запад» Елены Хазовой, сложная ситуация, сложившаяся с нормативной базой, обусловлена недостаточным вниманием федерального центра именно к сфере строительства. «Несмотря на реализацию национального жилищного проекта, в стране нет министерства строительства, а такая структура обязательно должна быть», – уверена Елена Хазова. Тем не менее даже в отсутствие новой нормативной базы в строительстве здания строятся, и экспертиза должна проводиться. «Сейчас экспертиза ведется, опираясь на существующие нормы и правила, на опыт, на интуицию инспекторов, – отмечает замначальника филиала Главгосэкспертизы России по СЗФО Виктор Зозуля. – В связи с этим возникает ряд проблем». Так, достаточно часто в пакете документации, представляемом на экспертизу, отсутствуют сведения в части градостроительного планирования – и это в Петербурге, где пакет градостроительной документации практически сформирован. Другой серьезной проблемой является проведение экспертизы на объектах культурного наследия. «По действующему законодательству экспертиза проводится только в случае капремонта, но в законе об охране памятников вообще нет такого понятия, как капитальный ремонт, – подчеркнул Виктор Зозуля. – На сегодняшний день это самый больной вопрос для нас, поскольку в условиях правового вакуума экспертиза приостановлена на всех объектах – памятниках архитектуры». Несмотря на четкое разграничение сфер деятельности городской и федеральной служб экспертизы, иногда возникают накладки: случалось, что проект, уже прошедший согласования в городской службе, потом проходил доработку и попадал в ведение федералов, таким образом, возникала необходимость повторной экспертной оценки объекта. Оценивая работу по новому принципу «единого окна», Александр Орт отметил, что сократить сроки проведения экспертизы по сравнению с прежней системой получается не всегда, но единая экспертиза выгоднее участникам строительного рынка, так как обходится дешевле. Новая система действует менее года, пока идет привыкание, но в будущем, особенно при наличии четкой нормативной базы, принцип «одного окна» будет способствовать ускорению процесса согласований.
Вероника Шеменева
ул Малая Морская, д. 15, литера А, помещение 11-H, офис 5190031Санкт-Петербург,
Подписывайтесь на нашу группу в соцсетях
MAX,
ВК,
Телеграм,
и наш канал в
Дзен"
: больше интересных новостей каждый день.
Автор: редакция Restate.ru
Архив
Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это