Аналитики констатируют, что, несмотря на формальное присутствие заброшенных неразвивающихся в Санкт-Петербурге и окрестностях площадей, словосочетание «депрессивная территория» постепенно теряет свой смысл. Интерес инвестора имеется ко всем районам, которые подходят для строительства жилья или деловых кварталов сейчас или в будущем. С учетом того, что все хорошие участки уже поделены, надо выбирать из того, что есть. А это, как целые кварталы типа «Московская-Товарная» в 317 га, так и локальные предприятия, занимающие несколько гектаров. На сегодняшний день на территории Санкт-Петербурга расположено 48 промышленных зон общей площадью более 10 500 га. Это порядка 700 предприятий. На территории исторического центра, площадь которого составляет 5800 га, находятся 200 из них. Эти промышленные и другие нежилые объекты занимают 2400 га, что составляет порядка 23 процентов от общего объема промышленных площадей в Санкт-Петербурге. Выводу из центра подвергнется ориентировочно 65–70 процентов промышленности. Основным документом, регламентирующим перевод промышленных предприятий с занимаемых ими в настоящее время территорий, является принятый закон о Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия. Для этого предполагается изменить назначение объектов с производственного на общественно-деловое и жилое, что приведет к их последовательной ликвидации, выводу или перепрофилированию. В расчетный срок Генплана (до 2015 года) таким образом планируется поступить с территорией общей площадью 2–2,5 тыс. га. Новые узлы общественно-деловых зон запланированы на реконструируемых и вновь создаваемых территориях в районе Новоизмайловского проспекта, станции Московская-Товарная, в западной части Васильевского острова. По Генплану для размещения выводимых из центра Санкт-Петербурга предприятий резервируются территории в нежилых зонах на городских окраинах и в районе строящейся Кольцевой автодороги. Однако, насколько удачно будут освоены такие предприятия и сумеют ли застройщики превратить их из депрессивных в развивающиеся, покажет время.
Измайловский пример Если рассматривать глобальную «депрессию» территории, то одним из самых характерных является пример «Измайловской перспективы». Исторически сложилось, что на территории расположена железнодорожная Варшавская товарная станция, которая в свое время выполняла вполне прогрессивную функцию. Прилегающая территория – воинская часть – тоже не развивалась. Кроме того, там есть промышленные предприятия, часть из которых работает, а часть сдается в аренду. Вложения денег в территорию не было. Для железной дороги Варшавская станция как транспортный узел уже неинтересна. Наблюдается ситуация, когда не развивается ни товарная станция, ни промышленные, ни военные объекты – территория «впала в депрессию». Чтобы ее оздоровить, необходимо создать условия, которые бы делали привлекательным для инвестора вложение денежных средств в ее развитие. Первым шагом является разработка градостроительной документации. Это показал опыт квартала «Шкапина-Розенштейна». По улице Шкапина проект планировки разрабатывался полтора года. Рассматривались различные концепции развития этой территории. В конечном итоге проект был утвержден. Известно, что это будет деловая зона, привлекательная для инвесторов и по месту положения, и по функциям. Территория «Измайловской перспективы» намного больше. Проект ее планировки разрабатывался более трех лет. Как рассказал в интервью «Строительному Еженедельнику» первый заместитель председателя Комитета по строительству Николай Крутов, были большие проблемы по инженерному обеспечению, проблемы с разработкой уличной дорожной сети, вопросы с объектами, находящимися под охраной КГИОП. Необходимо было увязать сохранение памятников и сформировать улично-дорожную сеть, чтобы она, с одной стороны, удовлетворяла КГИОП, с другой – была выгодна для инвесторов. В итоге проект был утвержден правительством города. Поскольку часть земельных участков принадлежит железной дороге, часть – Министерству обороны и часть – это городские земли, дальнейший этап – проведение переговоров со всеми участниками процесса. По словам Николая Крутова, в ближайшее время намечается встреча губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко и руководителя ОАО «Российские железные дороги» Владимира Якунина по вопросу «увязки» интересов железной дороги и города. Но в любом случае, все земельные участки, которые будут образованы внутри этой территории, будут предоставляться через торги. Условия торгов будут разные. При продаже земель военных будут предусмотрены отчисления в федеральный бюджет. Вывод воинской части с территории квартала «Измайловская перспектива» уже согласован с Министерством обороны. Помимо деловой застройки, на территории «Измайловской перспективы» возможно строительство жилья, но только в том случае, если положительно решится вопрос с выводом промышленных предприятий. На сегодняшний день санитарно-защитная зона вагоноремонтного завода серьезно перекрывает возможности размещения жилья. По мнению Николая Крутова, до момента торгов пройдет еще не меньше года, потому что еще не готовы проекты планировки тех участков, на которые сейчас разбита «Измайловская перспектива». Отметим, что Министерство обороны сейчас занимается инвентаризацией своих земель, которых в Санкт-Петербурге очень много. Это земли на Кушелевке, Ржевский полигон, большие территории в Каменке. Поскольку территории слабо используются военными, Министерство обороны поставило перед собой задачу провести инвентаризацию этих земель. Те земли, которые действительно необходимы для военных целей – останутся. А те земли, которые можно высвободить, будут пущены в деловой оборот.
Кто на оЧереди? На днях председатель Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга Александр Викторов заявил, что Смольный намерен изменить функциональное назначение территории завода ОАО «Сталепрокатный завод», расположенного на Васильевском острове, отдав землю под офисную застройку. Молочный комбинат «Петмол» во II квартале 2008 года также начнет переезд с Московского пр. в промзону «Парнас», освобождая 14 га для торгово-офисного центра. Среди предприятий, которые согласно Генплану, будут выведены за границу Санкт-Петербурга, отметим: ЗАО «Кондитерская фабрика им. К. Самойловой» («Красный Октябрь»), ОАО «Санкт-Петербургский комбинат пивоваренной и безалкогольной промышленности им. С. Разина», ОАО «Санкт-Петербургский молочный комбинат «Петмол №1», ОАО «Молочный комбинат «Балтийское молоко», ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», ОАО «Петрохолод», ОАО «Росмясомолторг», ООО «Сампсон-К», ЗАО «Хладокомбинат №1», станция Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский, Южная водопроводная станция ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», ОАО «Звезда», ОАО «Вена», ООО «Пивоварня Хейнекен», ОАО «Бавария», Волковская водопроводная станция, ООО «Фрунзенский плодово-овощной комбинат» и ряд других предприятий.
Обзор подготовила Анна Генкина
ул Малая Морская, д. 15, литера А, помещение 11-H, офис 5190031Санкт-Петербург,
Подписывайтесь на нашу группу в соцсетях
MAX,
ВК,
Телеграм,
и наш канал в
Дзен"
: больше интересных новостей каждый день.
По собственной информации. Гиперссылка на Restate.ru обязательна.
Автор: редакция Restate.ru
Архив
Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это