На минувшей неделе правительство рассмотрело и приняло проект закона Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2008 и на плановый период 2009 и 2010 годов».
Такой проект был подготовлен впервые в соответствии с новой редакцией Бюджетного кодекса страны. Более того, первый раз бюджет принимался раньше обычного на две недели, что позволит завершить рассмотрение данного законопроекта в Законодательном собрании уже в начале ноября. Первое чтение намечено на 3 октября текущего года. Формирование проекта бюджета Санкт-Петербурга базируется на основных направлениях бюджетной политики, сформулированных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному cобранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2008–2010 годах», а также задачах, определенных в ежегодном послании губернатора Санкт-Петербурга Законодательному собранию Санкт-Петербурга 2007 года. Каковы же основные параметры этого воистину эпохального документа? Доходная часть бюджета в 2008 году, согласно проекту, составит 294 млрд рублей, в 2009 году – 333 млрд рублей, в 2010 году – 378 млрд рублей. Расходная часть соответственно: 324 млрд рублей, 360 млрд рублей и 401 млрд рублей. Дефицит бюджета запланирован в 2008 году на уровне 30 млрд рублей, в 2009 году – 27 млрд рублей, в 2010 году – 22 млрд рублей. Таким образом, и доходы бюджета Санкт-Петербурга, и средства, которые будут израсходованы на городские нужды, в ближайшие три года превысят 1 триллион рублей. Особенностью документа является статья «условно-принимаемые обязательства» в составе расходов планового периода. Она отражает сумму средств, которая будет в последующие годы распределена на вновь возникшие обязательства города, речь идет, прежде всего, об адресно-инвестиционной программе. На 2009 год в проект заложено 43 млрд рублей таких нераспределенных по статьям расходов, в 2010 году – 80 млрд рублей. Среди них могут быть как расходы капитального, так и текущего характера. По мнению председателя Комитета финансов Александра Никонова, докладывавшего этот вопрос, «именно эта часть бюджета может в будущем подвергаться наиболее серьезному анализу, так как в нее заложен предел дополнительных расходов, которые может позволить себе город, исходя из сегодняшнего видения». Доходы отражают развитие экономики Доходы бюджета спрогнозированы с учетом сохранения положительных тенденций развития экономики города. Устойчивый рост объемов производства в ключевых отраслях, а также объемов инвестиций в городские объекты, и оплаты труда, развитие малого бизнеса обеспечивают высокие темпы роста доходов бюджета (примерно в два раза выше инфляции). Прирост собственных налоговых и неналоговых доходов в 2008 году составит 27 процентов, а к 2010 году превысит показатели 2004 года более чем в четыре раза. Наибольший удельный вес в доходах бюджета Санкт-Петербурга, как и в предыдущие годы, составят налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц, совокупная доля которых в структуре доходной части бюджета возрастает от 63 процентов в 2008 году до 67 процентов к 2010 году. Не меньшим темпом будет расти налог на имущество, его доля сохранится на уровне 5 процентов. Четвертым важнейшим источником являются доходы от использования городского имущества. Предполагается, что они принесут в городской кошелек порядка 7-7,5 процента от всех средств. В совокупности эти четыре источника обеспечат бюджету более 75 процентов доходной части. Остальное – это объем безвозмездных поступлений Но деньги мало заработать, их еще надо эффективно израсходовать. Какими же видятся расходы трехлетнего бюджета? Яркой чертой основного финансового документа города является резкий рост расходов на АИП (адресная инвестиционная программа), что знаменует сохранение и упрочение намерений правительства развивать город и укреплять его экономическое положение. Динамика инвестиционных расходов следующая: в 2008 году впервые будет преодолена планка в 100 млрд рублей. Это в 10 раз больше, чем вкладывалось в развитие города в 2003 году, более того, только расходы на АИП 2008 года на 25 процентов выше, чем все расходы бюджета 2003 года, то есть начала работы нынешнего правительства. В сравнении с текущим годом рост составит 152 процента. Расходы – больше на развитие Удельный вес инвестиционных расходов составит 31,5 процента. Это означает, что каждый третий рубль будет вкладываться в укрепление капитальной базы города, без которой невозможно не только будущее развитие, но и нормальная текущая жизнь. Вложение инвестиционных средств в таком объеме стало возможным благодаря усилиям правительства, предпринимаемым в последние годы. Они привели к решению многих самых острых проблем текущего характера – повышение зарплаты работникам бюджетной сферы, устранение самых острых и аварийных ситуаций в городском хозяйстве, создание условий для прихода в город новых инвесторов и развития бизнеса действующими предприятиями. В общей сложности в ближайшие три года инвестиционные затраты бюджета составят более 300 млрд рублей – такие суммы еще несколько лет назад казались фантастикой. Приоритеты отдадут следующим направлениям: строительство жилья для государственных нужд и связанной с ним социальной инфраструктуры; строительство и реконструкция объектов инженерной инфраструктуры; инженерная подготовка территорий для жилищного строительства и реализации крупных инвестиционных проектов; развитие транспорта и дорожного хозяйства. В рамках реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» расходы на строительство жилья для государственных нужд по сравнению с 2007 годом увеличены в два раза и составят в 2008 году 14,5 млрд рублей, в 2009 году – 14,7 млрд рублей, в 2010 году – 15,5 млрд рублей. На эти средства планируется ввести в 2008 году 500 тыс. кв. метров, а в последующие два года – 1600 тыс. кв. метров. В связи с изношенностью лифтового оборудования жилищного фонда Санкт-Петербурга на приобретение оборудования, модернизацию и реконструкцию лифтов в 2008 году планируется израсходовать 1 млрд рублей, в 2009-2010 годах – 3,2 млрд рублей. На развитие объектов инженерной инфраструктуры направят не менее 30 млрд рублей в год, что составит 140 процентов к 2007 году. Главное – сети На инженерную подготовку территорий в 2008 году запланировано 11,6 млрд рублей. В рамках инженерной подготовки территорий будет продолжено строительство объектов водоснабжения и водоотведения в южной части Санкт-Петербурга, строительство водоводов в северо-приморской части Санкт-Петербурга, реконструкция систем водоотведения правобережной части Невского района, строительство системы подачи воды в западную часть Васильевского острова. Проводимые городом мероприятия по инженерной подготовке позволят обеспечить водоснабжение и водоотведение районов новой жилой застройки «Славянка», «Новая Ижора», «Каменка», «Коломяги», «Северная Долина», а также ряда промышленных объектов; в зоне размещения автомобильных заводов «Ниссан», «Тойота» и «Дженерал Моторс». На это предполагается направить 5,1 млрд рублей. В 2008 году объекты теплоснабжения будут профинансированы в объеме 4,7 млрд рублей. В связи с высокой степенью изношенности на строительство и реконструкцию тепловых сетей направят 3,2 млрд рублей с увеличением объема финансирования в 2010 году до 3,7 млрд рублей. Для обеспечения теплоснабжением объектов перспективного строительства кварталов севернее улицы Новоселов и «Северная Долина» в 2008-2009 годах планируется обеспечить ввод в 2010 году после реконструкции второй Правобережной котельной и котельной «Парнас-4». На газификацию поселков и пригородов Санкт-Петербурга в 2008 году предполагается направить 561 млн рублей с увеличением до 948 млн рублей к 2010 году. На эти средства проложат 141 км газопроводов и осуществят подключение более 10,5 тыс. жилых домов. 1 млрд рублей за три года направят на реконструкцию 155 км аварийных и самортизированных газопроводов и 10 газораспределительных подстанций. Город станет светлее Не оставят без внимания и развитие наружного освещения города: на эти цели планируется выделить 1,6 млрд рублей за три года, в т.ч. в 2008 году – 529 млн рублей. Будут проведены работы по реконструкции освещения на 70 магистралях и 67 улицах города. На строительство и реконструкцию наружного освещения кварталов направят 1,5 млрд рублей. Всего планируется выполнить работы по 218 кварталам Санкт-Петербурга, в т.ч. в 2008 году – 75 кварталов на сумму 471 млн рублей. Для ликвидации дефицита энергомощностей в проекте Адресной инвестиционной программы на 2008 год предусмотрено строительство подстанций для электроснабжения ряда районов Санкт-Петербурга в сумме 2,2 млрд рублей, в 2009 году – 2,3 млрд рублей, в 2010 году – 1,8 млрд рублей. К вводу в следующем году запланирована подстанция в Юго-Западной части Санкт-Петербурга, в последующие два года – две подстанции в Центральном районе и подстанция «Крестовская». Полностью будут обеспечены финансированием целевые программы в области энергетики, в 2008 году – 2,7 миллиарда, в 2009 – 3,7 млрд рублей, в 2010 – 2,7 млрд рублей. На финансирование строительства и реконструкции дорог в 2008 году запланировано истратить 15,1 млрд рублей, что на 19 процентов больше, чем в году текущем. Чуть больше – 15,5 миллиардов планируется направить на развитие транспорта (+50 процентов к 2007 году), а за весь период 2008-2010 годов – 43 млрд рублей. В рамках выполнения обязательств города по реализации инвестиционных проектов в 2008–2009 годах будут осуществлены работы по подготовке территорий, переустройству и выносу инженерных коммуникаций из зоны строительства Западного скоростного диаметра и на участке трассы «Надземный экспресс», что крайне важно для решения транспортных проблем города. На указанные цели предусмотрено 885 млн рублей в 2008 году и 942 млн рублей в 2009 году. Не забудут и социальный комплекс Существенная инвестиционная поддержка будет оказана развитию социального комплекса. Быстрые темпы финансирования объектов здравоохранения и образования связаны как с новыми кварталами жилой застройки, так и с восстановлением изношенных основных фондов. На строительство и реконструкцию объектов здравоохранения за трехлетний период истратят 16,2 млрд рублей, в том числе в 2008 году – 5,2 млрд рублей. В следующем году планируется завершить работы по реконструкции детской больницы им. К.А. Раухфуса, санатория «Детские Дюны», гериатрического центра городской больницы № 36 на ул. Комсомола, госпиталя для ветеранов войн на Народной ул., строительству онкологической больницы в пос. Песочный. Также начнутся работы по строительству двух новых инфекционных больниц. В целом в АИП указаны 23 объекта здравоохранения. За три года выделят 9,4 млрд рублей на строительство объектов физкультуры и спорта, в том числе, в 2008 году – 7 млрд рублей (завершение строительства футбольного стадиона на Крестовском острове, что потребует 5,4 млрд рублей и еще 11 объектов). Строительство объектов образования, культуры, социального обеспечения планируется профинансировать в 2008 году в объеме 9 млрд рублей, а в трехлетней перспективе выделить на эти цели не менее 18 млрд рублей. Приоритет – строительству и ремонту жильЯ Важнейшей особенностью бюджета будущих лет является резкое увеличение финансирования жилищных проблем. Кроме собственно жилищного строительства, город предлагает целый ряд мер для реализации принятых недавно решений в области жилищной сферы. Прежде всего, это финансирование пяти специальных программ, в рамках которых граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, смогут решить свои жилищные проблемы. Средства, выделяемые на реализацию этих программ, увеличиваются с 5,5 млрд рублей в 2008 году до почти 15,5 млрд рублей в 2010 году. Напомним, что в году текущем на реализацию жилищных программ выделено всего 1,3 млрд рублей. Ускоренными темпами город будет проводить капитальный ремонт домов. В 2008 году на эти цели отдадут 10 млрд рублей, что на 1,4 млрд рублей больше предыдущего года, в том числе по строке капитальный ремонт домов 7,5 млрд рублей, ремонт фасадов – 2 млрд рублей и 1 млрд рублей, как уже говорилось выше, на реконструкцию лифтов. Расходы на капитальный ремонт жилого фонда в 2008 году на 80 процентов превысят федеральный стандарт. Все это позволяет уверенно говорить, что важнейшим приоритетом трехлетнего бюджета города является решение жилищных проблем горожан. Планируется, что городская очередь будет сокращена за ближайшие четыре года, т.е. период до 2011 года включительно, на 60 процентов, а расселение ветхого и аварийного фонда пойдет в два раза быстрее. За три года расходы на жилищно-коммунальное хозяйство в целом составят более 300 млрд рублей, что почти в два раза опережает расходы по другим отраслям. Кроме этого, планируются масштабные ремонтные работы во всех сферах городского хозяйства. Так, в 2008 году общая сумма капитальных ремонтов составит более 26 млрд рублей. Это капитальный ремонт жилого фонда, включая фасады – 10 млрд рублей, благоустройство дворов – 3,6 млрд рублей, капитальный ремонт дорог – 3 млрд рублей, капитальный ремонт мостов, набережных и других дорожных сооружений – 800 млн рублей, капитальный ремонт зданий бюджетных учреждений – 5,5 млрд рублей, капитальный ремонт и реставрация объектов культурного наследия – 3,5 млрд рублей. ПублиЧные обЯзательства Новым в бюджетном процессе является выделение публичных нормативных обязательств, т.е. обязательств перед физическими лицами. Это обязательства бюджета, выделенные в отдельную защищенную законодательством категорию, и подлежащие безусловному исполнению. На оплату публичных нормативных обязательств только в сфере семейной политики в 2008 году израсходуют почти 2 млрд рублей и более 2 млрд рублей в последующие годы, всего 6,5 миллиарда. В частности, предусмотрено повышение пособий при рождении детей с 2008 года (до 15 тыс. рублей на первого ребенка, 20 тысяч – на второго и 25 тысяч – на третьего),повышение пособий школьникам из малоимущих семей на 50 процентов; расширен круг получателей пособий за счет семей, в которых родители являются инвалидами и др. В целом же объем публичных нормативных обязательств бюджета составляет 8,1 млрд рублей в 2008 году с ростом до 9,5 млрд рублей в 2010 году. Таким образом, социальная защищенность граждан сохраняется и усиливается с принятием нового бюджета города. Бюджет останетсЯ дефицитным В заключение Александр Никонов остановился на государственном долге города. Ранее предполагалось к 2010 году выйти на бездифицитный бюджет. Однако в представленном проекте государственный долг за 2008 год увеличится на 6,6 млрд рублей (на 1 января 2009 года не превысит 13,8 млрд рублей или 5 процентов от суммы доходов бюджета Санкт-Петербурга), а в 2009 году он составит уже 25,5 млрд рублей. Согласно основным параметрам, дефицит бюджета Санкт-Петербурга в 2008 году будет равен 30 млрд рублей или 10,7 процента от общего объема доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета, в 2009 году – 27 млрд рублей или 8,2 процента, в 2010 году – 22 млрд рублей или 6 процентов. При этом следует отметить, что из 30 млрд рублей дефицита в 2008 году 24 млрд рублей будут покрыты за счет остатков бюджетных средств. Губернатор довольна Губернатор Валентина Матвиенко высоко оценила работу финансово-экономического блока правительства: «Комитет финансов проделал огромную работу. Вносимый на обсуждение документ – это результат многомесячного труда всего финансово-экономического блока, а также всех председателей Комитетов и глав районов в части их компетенции. Документ очень весомый, серьезный, аргументированный, взвешенный. Мы в очередной раз соблюдаем баланс между развитием социальной сферы и в то же время, не проедая популистски все средства, которые зарабатывают петербуржцы, мы создаем завтрашний день, развивая инфраструктуру для комфортного проживания. Сколько бы мы ни говорили красивых слов, цифры говорят убедительнее всего. Если с 2003 по 2008 год в 10 раз выросла инвестиционная программа – с 9 млрд до 102 млрд рублей – мне кажется, что уже даже самые злые оппоненты ничего не могут сказать. Каждый третий рубль, который заработает город в следующем году, пойдет на инвестиции. А если сюда добавить 26 млрд рублей на капремонт жилья, учреждений образования, здравоохранения, социальной сферы, то вы понимаете, насколько выросли расходы на поддержание старой и создание новой инфраструктуры. В бюджете четко выдержаны приоритеты. Задача номер один – решение жилищного вопроса и в этом смысле существенно выросли расходы на строительство жилья. Вот некоторые говорят – штаты растут. А как могут не вырасти штаты Комитета по строительству, КГА, Комитета по энергетике, Жилищного комитета и других, если уровень расходов в десять раз вырос? Это же должны делать люди. Это не те чиновники, которые бумажки пишут. Это специалисты, которые должны реализовывать серьезнейшие программы, принятые городом. Кстати, мы готовили отчет для Президента, так вот сумма содержания одного чиновника в Петербурге – одна из самых низких на Северо-Западе в расчете на одного жителя. Поэтому разговоры о раздувании штатов считаю неправильными. В данном случае вопросы управления городом требуют соответственного численного и кадрового состава. Если к этим средствам добавить средства федерального бюджета, то такого финансового ресурса именно на капитальные вложения, на развитие город не знал десятилетиями. И это тот шанс, который мы должны максимально использовать». Сроки хождениЯ документов сократить Губернатор Валентина Матвиенко сообщила, что для повышения эффективности расходов, ею дано указание «еще раз пересмотреть регламенты и нормативы, сократить максимально сроки прохождения документов с участием застройщиков, еще раз внимательно их «просеять» и строго соблюдать все сроки, чтобы у нас не было торможения, чтобы мы быстро двигались в реализации крупных инфраструктурных проектов города». Кроме того, по мнению губернатора, правительство должно заботиться об опережающем росте доходов населения. «Надо принять постановление о минимальной заработной плате, — отметила градоначальница, — так как федеральным законодательством право устанавливать ее уровень дано субъектам РФ. Я прошу подготовить нормативный акт о минимальной зарплате, которая не должна быть ниже прожиточного минимума. Она должна быть выше, чем в среднем по России, так как у нас выше уровень жизни». В заключение Валентина Матвиенко заметила, что, «несмотря на стабильное развитие городской экономики, не время почивать на лаврах. Теперь каждый процент роста доходов будет даваться большими усилиями. Тем не менее, мы обязаны искать источники для роста доходной базы, анализировать еще не использованные резервы. Я полагаю, что этот бюджет умеренно-оптимистичный, но реальный, надо только добавить оптимизма на 2009-2010 годы. Рост существенный, но потенциал города еще далеко не исчерпан».
ул Малая Морская, д. 15, литера А, помещение 11-H, офис 5190031Санкт-Петербург,
Подписывайтесь на нашу группу в соцсетях
MAX,
ВК,
Телеграм,
и наш канал в
Дзен"
: больше интересных новостей каждый день.
По собственной информации. Гиперссылка на Restate.ru обязательна.
Автор: редакция Restate.ru
Архив
Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это