Мы используем "cookies". Продолжая просмотр, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику обработки персональных данных.

1 129 811 объектов недвижимости России
21 августа 2007, 12:00 1063

Лицензирование саморегулированию не помеха

     Президент Владимир Путин подписал Федеральный закон N 136-ФЗ «О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» по вопросам лицензирования строительной деятельности», касающийся продления лицензирования строительства до 1 июля 2008 года. Документ был принят Госдумой 27 июня и одобрен Советом Федерации 6 июля.

Лицензирование в строительстве, введенное в 1991 году, – отнюдь не идеальный инструмент государственного регулирования, лишенный недостатков. Но даже критики признают, что сегодня в России создана работающая система лицензирования, обеспеченная законодательной, нормативной и методической базой. Опыт ее функционирования показал, что она дееспособна как механизм регулирования в условиях рыночной модели экономики.
К сожалению, сегодня реформа системы регулирования строительной деятельности понимается у нас исключительно как уход из нее государства. Этот «революционный» порыв идеологов «саморегулирования», аппелирующих к западному опыту, представляется недостаточно обоснованным: опыт саморегулирования западных рынков наглядно демонстрирует эволюционность этого процесса. Создание в странах с развитой рыночной экономикой саморегулируемых бизнес-сообществ, в том числе в строительной сфере, не инициировалось государственными структурами и осуществлялось только на добровольной основе.
Объединение же в рамках предполагаемого закона о саморегулировании в строительстве мелких и средних строительных организаций, действующих в отдаленных уголках и на периферии, предполагается произвести насильно, как в свое время коллективизацию, условия объединения для таких организаций будут непосильными, единственный выход – уход в тень или ликвидация. А крупные компании строить какой-нибудь фельдшерский пункт в глубинке вряд ли поедут.
Необходимо дать строительному сообществу возможность выбора, а значит целесообразно совместное существование и старой, и новой систем регулирования в строительстве.
В настоящее время государственное лицензирование абсолютно не мешает строительному бизнес-сообществу самоорганизовываться, страховать строительные риски и свою ответственность перед потребителем, вырабатывать внутренние этические и деловые нормы взаимоотношений, таким образом, воплощая в жизнь цели перехода строительной отрасли на саморегулирование.
Сроки отмены лицензирования и перехода на иные методы регулирования необходимо увязывать со сроком принятия первоочередных технических регламентов в строительной отрасли, определенных в Федеральном законе от 1 мая 2007 года № 65-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» (то есть – до 1 января 2010 года). Поскольку именно технические регламенты (а это десятки регламентов, определенных в правительственной программе, включая два первоочередных) устанавливают обязательные требования к безопасности строительства и эксплуатации зданий и сооружений и являются основой деятельности организаций строительного комплекса, независимо от вида регулирования в строительной отрасли – государственного или негосударственного.
Все законопроекты по саморегулированию, подготовленные к рассмотрению в Госдуме РФ, направлены на внесение изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации. По ряду основополагающих позиций концепции законопроектов принципиально не отличаются друг от друга и требуют продолжения серьезной работы над ними. В проектах недостаточно четко выстроены приоритеты задач саморегулируемых организаций в строительной отрасли, не выработаны критерии членства в этих организациях. Не отработаны механизмы имущественной ответственности в целях обеспечения возмещения многомиллиардных строительных рисков, в том числе связанных с авариями, катастрофическими ситуациями, финансовыми махинациями, и, главное, не приведены внятные обоснования по переходу базовой отрасли экономики страны на саморегулирование.
Пока же основным итогом поспешной отмены государственного регулирования в строительстве может быть монополизация рынка крупными игроками, вытеснение мелкого и среднего бизнеса.
Значение и влияние строительной отрасли для экономики и жизнедеятельности страны трудно переоценить. Тем более велик риск принятия поспешных решений, не подкрепленных практическим опытом деятельности саморегулируемых организаций на примере строительного комплекса хотя бы одного или нескольких регионов.
Главная задача – не допустить принятия необоснованных норм, которые могут оказать отрицательное влияние на эффективность работы строительного комплекса, его управляемость и обеспечение требований безопасности на всех стадиях создания и эксплуатации объекта.

 

ул Малая Морская, д. 15, литера А, помещение 11-H, офис 5 190031 Санкт-Петербург,
Подписывайтесь на нашу группу в соцсетях MAX, ВК, Телеграм, и наш канал в Дзен" : больше интересных новостей каждый день.

По собственной информации. Гиперссылка на Restate.ru обязательна.

Автор: редакция Restate.ru

Архив
Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это  
Также по теме
Власти не видят угрозы банкротств среди застройщиков в России в 2025 годуВласти не видят угрозы банкротств среди застройщиков в России в 2025 году
16.10.2025 18:45 89
Правительство РФ готовит новые налоговые условия для застройщиков Москвы и ПетербургаПравительство РФ готовит новые налоговые условия для застройщиков Москвы и Петербурга
16.10.2025 17:44 87
Эксперты оценили риски новой инициативы по семейной ипотеке в Москве и ПетербургеЭксперты оценили риски новой инициативы по семейной ипотеке в Москве и Петербурге
16.10.2025 17:20 107
Правительство готовит стратегию технологического развития стройотрасли до 2030 годаПравительство готовит стратегию технологического развития стройотрасли до 2030 года
16.10.2025 16:14 71
В Санкт-Петербурге подорожали элитные квартиры на вторичном рынке, площадь сократиласьВ Санкт-Петербурге подорожали элитные квартиры на вторичном рынке, площадь сократилась
16.10.2025 15:31 92
Москва сохраняет лидерство по кредитам на жилье, Алтай — по торговым объектамМосква сохраняет лидерство по кредитам на жилье, Алтай — по торговым объектам
16.10.2025 11:13 74
Продаете или сдаёте
объекты недвижимости?
Выделите и повысьте объявления в поиске, расширьте количество и покажите объявление в выбранных регионах России.
Платные сервисы
Индексы рынка недвижимости Москвы
Поиск на карте Москвы

Ищите объявления рядом с работой, парком или родными

Найти на карте
tg ya ya
2004—2025 Restate.ru ® ООО "Интернет проекты" ОГРН 1147847086870 ИНН 7811574827, email sup@restate.ru
При использовании материалов гиперссылка на Restate.ru обязательна.
Витрина недвижимости Restate - одна из крупнейших баз недвижимости России и агрегатор новостроек и предложений застройщиков и агентств. Использование сайта означает согласие с Пользовательским соглашением и Политикой обработки персональных данных
Наверх