Президент Владимир Путин подписал Федеральный закон N 136-ФЗ «О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» по вопросам лицензирования строительной деятельности», касающийся продления лицензирования строительства до 1 июля 2008 года. Документ был принят Госдумой 27 июня и одобрен Советом Федерации 6 июля.
Лицензирование в строительстве, введенное в 1991 году, – отнюдь не идеальный инструмент государственного регулирования, лишенный недостатков. Но даже критики признают, что сегодня в России создана работающая система лицензирования, обеспеченная законодательной, нормативной и методической базой. Опыт ее функционирования показал, что она дееспособна как механизм регулирования в условиях рыночной модели экономики. К сожалению, сегодня реформа системы регулирования строительной деятельности понимается у нас исключительно как уход из нее государства. Этот «революционный» порыв идеологов «саморегулирования», аппелирующих к западному опыту, представляется недостаточно обоснованным: опыт саморегулирования западных рынков наглядно демонстрирует эволюционность этого процесса. Создание в странах с развитой рыночной экономикой саморегулируемых бизнес-сообществ, в том числе в строительной сфере, не инициировалось государственными структурами и осуществлялось только на добровольной основе. Объединение же в рамках предполагаемого закона о саморегулировании в строительстве мелких и средних строительных организаций, действующих в отдаленных уголках и на периферии, предполагается произвести насильно, как в свое время коллективизацию, условия объединения для таких организаций будут непосильными, единственный выход – уход в тень или ликвидация. А крупные компании строить какой-нибудь фельдшерский пункт в глубинке вряд ли поедут. Необходимо дать строительному сообществу возможность выбора, а значит целесообразно совместное существование и старой, и новой систем регулирования в строительстве. В настоящее время государственное лицензирование абсолютно не мешает строительному бизнес-сообществу самоорганизовываться, страховать строительные риски и свою ответственность перед потребителем, вырабатывать внутренние этические и деловые нормы взаимоотношений, таким образом, воплощая в жизнь цели перехода строительной отрасли на саморегулирование. Сроки отмены лицензирования и перехода на иные методы регулирования необходимо увязывать со сроком принятия первоочередных технических регламентов в строительной отрасли, определенных в Федеральном законе от 1 мая 2007 года № 65-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» (то есть – до 1 января 2010 года). Поскольку именно технические регламенты (а это десятки регламентов, определенных в правительственной программе, включая два первоочередных) устанавливают обязательные требования к безопасности строительства и эксплуатации зданий и сооружений и являются основой деятельности организаций строительного комплекса, независимо от вида регулирования в строительной отрасли – государственного или негосударственного. Все законопроекты по саморегулированию, подготовленные к рассмотрению в Госдуме РФ, направлены на внесение изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации. По ряду основополагающих позиций концепции законопроектов принципиально не отличаются друг от друга и требуют продолжения серьезной работы над ними. В проектах недостаточно четко выстроены приоритеты задач саморегулируемых организаций в строительной отрасли, не выработаны критерии членства в этих организациях. Не отработаны механизмы имущественной ответственности в целях обеспечения возмещения многомиллиардных строительных рисков, в том числе связанных с авариями, катастрофическими ситуациями, финансовыми махинациями, и, главное, не приведены внятные обоснования по переходу базовой отрасли экономики страны на саморегулирование. Пока же основным итогом поспешной отмены государственного регулирования в строительстве может быть монополизация рынка крупными игроками, вытеснение мелкого и среднего бизнеса. Значение и влияние строительной отрасли для экономики и жизнедеятельности страны трудно переоценить. Тем более велик риск принятия поспешных решений, не подкрепленных практическим опытом деятельности саморегулируемых организаций на примере строительного комплекса хотя бы одного или нескольких регионов. Главная задача – не допустить принятия необоснованных норм, которые могут оказать отрицательное влияние на эффективность работы строительного комплекса, его управляемость и обеспечение требований безопасности на всех стадиях создания и эксплуатации объекта.
ул Малая Морская, д. 15, литера А, помещение 11-H, офис 5190031Санкт-Петербург,
Подписывайтесь на нашу группу в соцсетях
MAX,
ВК,
Телеграм,
и наш канал в
Дзен"
: больше интересных новостей каждый день.
По собственной информации. Гиперссылка на Restate.ru обязательна.
Автор: редакция Restate.ru
Архив
Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это