Михаил Фрадков предлагает поступить с нефтяной отраслью, как с лесом, подняв пошлину на вывоз сырой нефти. Премьер считает, что это стимулирует нефтепереработку, однако эксперты утверждают: повышать пошлину ни в коем случае нельзя и сравнение нефтяной и лесной отраслей некорректно.
Экспортные пошлины на сырую нефть не дают покоя российским чиновникам. Премьер-министр РФ Михаил Фрадков предлагает в очередной раз рассмотреть возможность повышения этих пошлин. По мнению премьера, если таможенная ставка на вывоз сырой нефти возрастет, это будет стимулировать нефтепереработку внутри России. Фрадков отметил, что в настоящее время многие нефтяные компании не имеют достаточного стимула, чтобы развивать нефтепереработку внутри страны, а также заниматься геологоразведкой или вопросами подготовки кадров. «Если их устраивает сегодняшний день, то страну эта ситуация не устраивает», – заявил премьер-министр. По словам Фрадкова, если нефтяники не понимают необходимость наращивания нефтепереработки, то государство должно «подсказать им экономическими методами». По мнению премьера, такой экономической подсказкой и станет повышение пошлин. «Может быть, поступить, как с лесом?» – предложил Михаил Фрадков.Лесной промышленности России наращивание экспортной пошлины действительно пошло на пользу и, скорее всего, поможет в дальнейшем. «Таможенное регулирование (повышение вывозной пошлины на лес-кругляк) уже начало работать, – рассказывает эксперт ИК «Антанта Капитал» Анна Крылова. – Мировые лесопромышленные гиганты уже потянулись в Россию с тем, чтобы строить у нас свои предприятия глубокой переработки». Это вполне естественно, так как рост экспортной пошлины на древесину ведет к повышению ее цены для зарубежных бизнесменов, поэтому последние начинают склоняться к варианту лесопереработки на территории России. «Показателен в этом отношении пример стран Скандинавии – именно за счет повышения экспортных пошлин на лес их целлюлозно-бумажная промышленность развилась до нынешнего уровня». – напоминает эксперт.
Однако, говоря о том, что нужно поступить с нефтяными пошлинами, «как с лесом», Михаил Фрадков явно не учел нескольких важных аспектов проблемы. Во-первых, пошлины на лес-кругляк повышаются постепенно, не привязываясь ни к чему. Сейчас пошлина составляет 6,5% от цены, с 1 июля поднимется уже до 20%, а к началу 2009 года составит 80% от цены леса. А вот экспортные пошлины на нефть привязываются к средней цене нефти URALS за предшествующие два месяца и меняются в зависимости от колебаний этой цены. Из-за постоянных ралли нефтяных цен говорить о постоянном повышении пошлины, рассчитанном на длительный срок, трудно. Пошлина определяется фактически с двухмесячным опозданием, и когда мировая цена на нефть снижается, компаниям приходится еще два месяца продавать дешевую нефть при высокой экспортной пошлине.Кроме того, если лесная промышленность является достаточно открытым сегментом для иностранных инвесторов и российские лесопромышленники могут получить инвестиции из-за рубежа, то в нефтяную отрасль иностранцев попросту никто не пустит. ТЭК всегда являлся стратегической отраслью российской промышленности, где присутствие зарубежных партнеров нежелательно. Даже российско-британский холдинг ТНК-ВР всегда оставался предприятием скорее российским, нежели британским. Особенно если учитывать циркулирующие на рынке слухи о том, что в ближайшее время российскую долю ТНК-ВР выкупит «Газпром».
Однако самым главным фактором, отличающим «леспром» от «нефтянки», является то, что лесопромышленники не отягощены налогом на добычу природных ископаемых (НДПИ), который у нефтяников съедает значительную долю прибыли. По словам специалистов, если сейчас увеличить экспортную пошлину на нефть, нефтяной отрасли станет только хуже. Спасение для нефтяников эксперты видят, напротив, в снижении вывозной пошлины. «Налоговое бремя у нефтяных компаний и так слишком велико, на налоги и пошлины у нефтяников уходит 56% прибыли, – объясняет начальник отдела рыночного анализа Собинбанка Александр Разуваев. – Чтобы стимулировать нефтепереработку внутри России, нужно в первую очередь создать благоприятный инвестиционный климат. А это возможно только при снижении нынешних пошлин на вывоз нефти. Тогда у компаний появятся свободные средства, которые они смогут вложить в строительство новых и модернизацию уже существующих перерабатывающих мощностей». По мнению Разуваева, повышение нефтяной пошлины, «как для леса», может стать серьезным ударом для российских нефтяников.
Сами нефтяники говорят не столько о вывозной пошлине, сколько об общей ситуации с налогами. Как рассказали «Газете.Ru» в «ЛУКойле», стимулировать нефтепереработку в стране можно не путем таможенного регулирования, а путем предоставления определенных налоговых льгот. «Снижение акцизов на производство высококачественного топлива (стандарт Е3 и выше) будет стимулировать компании к производству продукции более глубокой переработки, – указывают в «ЛУКойле». – Кроме того, очень помогли бы льготы по кредитам и по налогам на прибыль на сумму капитальных затрат». Дело в том, что сейчас компания, получившая кредит на модернизацию или строительство предприятия или вложившая в это собственные средства, начинает платить налоги задолго до того, как выйдет на безубыточный уровень. «Средний срок инвестиционного проекта в нефтяной отрасли, прежде чем он начнет окупаться, – 15 лет, – говорят в «ЛУКойле». – Хотя бы на этот срок необходимо введение налоговых льгот». В «ЛУКойле» добавили, что нефтепереработке в России поможет отнюдь не повышение экспортной пошлины на сырую нефть, а снижение или обнуление пошлины на ввоз в нашу страну высокотехнологичного оборудования, которое в России не производится.
Кстати, как раз такая льгота была введена для лесопромышленников, что весьма способствует развитию отечественного леспрома.19 ИЮНЯ 20:19
ул Малая Морская, д. 15, литера А, помещение 11-H, офис 5190031Санкт-Петербург,
Подписывайтесь на нашу группу в соцсетях
MAX,
ВК,
Телеграм,
и наш канал в
Дзен"
: больше интересных новостей каждый день.
Автор: редакция Restate.ru
Архив
Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это