Президент подписал закон о порядке резервирования земель для государственных и муниципальных нужд. Документ вносит важные поправки в Земельный кодекс и в закон о приватизации, ограничивает права частных собственников, зато открывает разнообразные и заманчивые перспективы для чиновников.
НЕЛЬЗЯ СКАЗАТЬ, что документ прошел уж совсем гладко. На стадии обсуждения в Думе эксцессы случались. Например, Российский земельный союз указывал на его антисоциальную сущность, несоответствие существующим законам и нормам, в том числе и Конституции РФ. В подмосковном Одинцово на городском стадионе прошел митинг: жители возмущались законом о резервировании, который «фактически позволит муниципалитетам отчуждать землю у частных лиц». Организаторы митинга сообщали, что «граждан с трудом удается удерживать в правовых рамках». Однако потом страсти поулеглись. Вступление закона в силу вообще прошло практически незамеченным. Итак, формально закон уже действует, но фактически для его применения еще понадобятся подзаконные акты. На их принятие правительству отведено полгода — до ноября. Есть время, чтобы разобраться. Мотивировка действий законодателя понятна: случаи спекуляции участками, на которых планировалось строить объекты федерального значения, довольно широко известны. В этом контексте обычно называют проект аэропорта в Сочи, освоение Красной поляны, несколько сюжетов в зоне развития КАД и пр. Схема простая: загодя узнать о планах развития территории и быстро скупить перспективные участки. Чтобы потом либо торговаться с государством о сумме, либо получать дивиденды от роста стоимости земли. Правда, на западе торговаться с властями штата — дело обычное и даже перспективное, а чтобы у нас на этом кто-то из частных лиц нажился, пока не слышно. Так уж настроен механизм компенсации при «принудительном изъятии». В 2005 году садоводство «Арсенал — Ржевка» судилось с Дирекцией по строительству транспортного обхода. Дело в арбитраже садоводы выиграли, однако экономический результат вряд ли их удовлетворил. Другое дело: местные власти сами заинтересованы в «зачистке» перспективных территорий, чтобы впоследствии подороже их продать подходящему инвестору. Когда в 2004 году была принята концепция развития территорий, прилегающих к КАД, губернатор Ленобласти Валерий Сердюков сразу предупредил землевладельцев, что «государство не допустит никаких спекуляций». Область тогда установила порядок «приоритетного выкупа». С введением закона 69-ФЗ у государства появляется возможность превентивно ограничивать оборот земель, на которых предполагается построить нечто стратегически важное. Для участков, которые находятся в частной собственности или предоставлены в аренду (пользование) юридическим лицам и гражданам, поводы для резервирования будут теми же, что установлены сейчас для изъятия в статье 49 Земельного кодекса. В этом перечне: размещение объектов энергетики, обороны, транспорта, связи и пр. Зачисление территории под любым из этих предлогов в резерв означает, например, что никакие улучшения, произведенные собственником участка (например, построенный дом), при изъятии учитываться не будут. Срок действия ограничений — 7 лет. Право собственника или арендатора «улучшать» свой участок путем строительства, мелиорации и прочего может быть также ограничено. Как именно — не указано. Возможно, правительство, прописывая порядок резервирования, предусмотрит и другие запреты. Например, тот же приоритетный выкуп по фиксированной цене… Для свободных земель, находящихся в федеральной собственности или в собственности субъекта федерации, и перечень пошире, и срок побольше. Зачислить землю в резерв можно на 20 лет. Основания (кроме перечисленных выше): резервирование допускается «в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов»… Под понятие «социальная инфраструктура» можно подогнать практически любые объекты — от детского сада до торгового центра. Такие территории не подлежат приватизации, а сдавать их в аренду можно только на срок резервирования. Границы «резерваций» должны быть установлены «до утверждения документов территориального планирования», но не позднее 1 января 2010 года. Значит ли это, что после утверждения правил землепользования и застройки зачислять землю в запас уже нельзя? Юристы однозначного ответа не дают. Несомненный «плюс» нового закона — возможно, бизнес к 2010 году будет иметь представление о составе территорий, необходимых государству для реализации крупных проектов. Правда, о том, что делать, если чиновники на участке X сначала запланировали ЛЭП, артиллерийский склад или трубопровод, а потом передумали, закон умалчивает. Наблюдатели отмечают, что в сегодняшнем виде закон носит «рамочный» характер и оставляет слишком много лазеек для решений «по усмотрению». То есть обладает повышенной взяткоемкостью.
Дмитрий СИНОЧКИН
ул Малая Морская, д. 15, литера А, помещение 11-H, офис 5190031Санкт-Петербург,
Подписывайтесь на нашу группу в соцсетях
MAX,
ВК,
Телеграм,
и наш канал в
Дзен"
: больше интересных новостей каждый день.
По собственной информации. Гиперссылка на Restate.ru обязательна.
Автор: редакция Restate.ru
Архив
Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это