Мы используем "cookies". Продолжая просмотр, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику обработки персональных данных.

1 130 103 объекта недвижимости России
28 мая 2007, 10:23 2830

Торговые центры в будущем. Развитие отношений.

Арендовать площади в крупном торговом центре – сегодня решение этого вопроса зависит не столько от потенциального арендатора, сколько от управляющего коммерческой недвижимостью. Restate.ru анализирует возможные изменения этой ситуации вместе ведущими профессионалами в области девелопмента. 

 

На сегодняшний день механизм получения места в престижном торговом центре почти везде одинаков.  Отделы аренды в торговых центрах выбирают из всех желающих  тех игроков, которые работают  достаточно давно, стабильно и имеют уже несколько благополучно функционирующих торговых точек. Претендент оформляет заявку с указанием желаемой для предоставления в аренду площади, обязательным полным перечнем товарного ассортимента с перечислением торговых марок реализуемой продукции и сведений о своей компании. Если первичные сведения удовлетворительны, претендента ставят в очередь. Когда  для требуемой товарной группы освободится место, или откроется новый объект, просителю сообщают о возможности взять площадь в аренду.

 

Сейчас выбирают арендатора, но будет иначе

 

Коммерческая недвижимость в крупных городах прирастает с высокой скоростью. Как заметил в одном из своих выступлений Борис Юшенков, генеральный директор «Colliers International», Петербург опережает все города России по обеспеченности торговыми площадями на 1 тыс. человек. Многие ритейлеры уже сейчас говорят о том, что Петербург перенасыщен торговлей: с открытием каждого нового магазина «проседают» обороты по другим магазинам сети. Спрос на квадратные метры растет в два раза медленнее, чем  предложение, и однажды между спросом и предложением наступит равновесие.

 

Например, сегодня понятие «якорный арендатор» существует на стыке суммы среднего чека и количества привлекаемых в центр покупателей.  Не так давно девелопер Cushman & Wakefield & Stiles & Riabokobylko на одной из презентаций своих проектов объяснил, что  якорным арендатором является торговая сеть, стабильно привлекающая в здание больше всего клиентов. Такими арендаторами чаще всего являются крупные операторы, зачастую ведущие агрессивную рекламную кампанию, например "Эльдорадо" или IKEA. В частности торговая сеть Auchan привлекает около 60-70 тысяч человек в день, поэтому практически каждый девелопер хотел бы видеть ее в своем проекте. Гости презентации расценили это как дискриминацию по роду деятельности. Одна аптечная сеть заявила, что средняя посещаемость каждого их фармацевтического учреждения составляет 600-700 чеков в день и позволяет стать якорным арендатором. Но вот сумму среднего чека при этом назвать постеснялись и объявили ее коммерческой тайной. Претензии на «якорность» есть у сетей спортивных товаров, медиа-продукции, товаров для животных и пр. Пока большинство их них не удовлетворяет высоким стандартам, заявленным наиболее продвинутыми игроками рынка. Торговые центры могут выбирать наиболее успешных арендаторов, чтобы окупаемость проекта держалась в привычных рамках: 5-7 лет.

 

Но как только предложение в части торговых площадей превысит спрос, граница вхождения в число якорных арендаторов может снизиться. Велика вероятность того, что более демократичным отношение станет именно к сумме среднего чека. Это позволит получить площади большие, чем ранее -  тем ритейлерам, которых до сих пор недооценивали как якорных арендаторов. Можно также ожидать, что этот сегмент торговли повлияет и на лучшее развитие девелопмента –  готового работать с популярными, но «недорогими» сетевыми брендами и терпеть большие риски, чем в случае с «Эльдорадо» или «Икея».

 

«Якоря» легче – разнообразия больше

 

В определенном смысле торговые центры будут вынуждены изменить формат. Стандартно приспособленные на 90% только  к нуждам розничной торговли (и то не всегда идеально под потребности арендатора), они не смогут выдерживать конкуренцию друг с другом.  Алексей Шаскольский, руководитель группы оценки недвижимости в Институте проблем предпринимательства, рассуждал на эту тему в своем выступлении на бизнес-конференции «Что нам стоит дом построить?». С его точки зрения, в ближайшем будущем наилучшие позиции будут не просто у торгового, а у многофункционального центра: «Это должен быть продукт совмещения интересов обленившегося покупателя и подсуетившегося продавца. Современным примером в Москве может служить высотный комплекс «Федерация». На разных уровнях в нем буквально есть все: апартаменты, офисы, торговые площади, фитнес-залы, кинотеатр, общепит. И это не проявление жадности – иначе  в высококонкурентной среде просто не выжить. Посмотрите на Лас-Вегас как на место, где пересекаются интересы сотен объектов подобного рода: эта ситуация повлияла на расширение функциональности каждого из них. В рамках одного комплекса объединены торговля, гостиничные услуги, другой максимально возможный сервис. Это дает огромную финансовую эффективность».

 

От универсальности комплексов – к развитию городской среды

 

 

Можно ли сказать, что неуспех торгового (или даже многофункционального) комплекса зависит только от него самого? Конечно, на сегодняшний день пустые торговые центры – редкое явление. Но в виду прогнозов по пресыщению рынка, девелоперы отчетливо понимают: не только расположение в удачном месте, не только новая политика по работе с арендаторами повлияют на успех строящейся сейчас коммерческой недвижимости.

 

 

 

«Почему Малая Конюшенная в Петербурге пуста?» - задается вопросом Ирина Шарипова, руководитель проекта в «ВТБ-Капитал». «Возможно, там надо было правильно организовать все пространство улицы. Усовершенствовать не только историческую часть, но создать возможности и для ритейла. А обратите внимание, сколько потенциально эффективных мест на Васильевском острове недобирают посетителей? Это происходит от недостатка комплексного подхода ко всей территории, а не к отдельному объекту. Когда сегодня девелопер берется за очередной проект, он мало задумывается над качеством среды вокруг него.

 

 

 

 

Между тем торговые комплексы, претендующие на успех в будущем, должны быть частью именно комплексных проектов развития территории. Это проекты mix-use, которые могут предлагать потребителю все – в рамках определенной зоны. Ковент-Гарден в Лондоне уже давно не только театр. Это территория, которая сравнима по насыщенности и посещаемости с нашим Апраксиным двором – шумное тусовочное место в центре города. Кэнери-Уорф, знаменитый английский небоскреб, был построен в депрессивном городском районе. Но одновременно были задуманы и построены превосходные дороги вокруг, обеспечена легкая доступность к аэропорту. Сейчас это здание представляет собой блестящий пример комбинированного зонирования: нижняя часть отдана под ритейл, рестораны, выше – отель, апартаменты, затем – офисы. Надеюсь, именно такой комплексный подход к развитию среды будет реализован в новых петербургских проектах, таких как Новая Голландия, Охта-центр, Морской фасад Санкт-Петербурга».

 

 

Итак, с точки зрения специалистов, в ближайшем будущем  выиграет не просто функция (торговая, развлекательная), а выиграет только целиком среда, зона,  где реализована эта функция. Отталкиваться в своих планах не от конкретного объекта торговли, а от целого микрорайона, посвященного потребительским интересам – намного сложнее и дороже для всех участников рынка. Тем не менее, комплексность в ближайшее время станет непременным условием экономической эффективности.

 

 

Елена Горелкина, www.restate.ru
ул Малая Морская, д. 15, литера А, помещение 11-H, офис 5 190031 Санкт-Петербург,
Подписывайтесь на нашу группу в соцсетях MAX, ВК, Телеграм, и наш канал в Дзен" : больше интересных новостей каждый день.

По собственной информации. Гиперссылка на Restate.ru обязательна.

Автор: редакция Restate.ru

Архив
Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это  
Также по теме
Власти не видят угрозы банкротств среди застройщиков в России в 2025 годуВласти не видят угрозы банкротств среди застройщиков в России в 2025 году
16.10.2025 18:45 65
Правительство РФ готовит новые налоговые условия для застройщиков Москвы и ПетербургаПравительство РФ готовит новые налоговые условия для застройщиков Москвы и Петербурга
16.10.2025 17:44 67
Эксперты оценили риски новой инициативы по семейной ипотеке в Москве и ПетербургеЭксперты оценили риски новой инициативы по семейной ипотеке в Москве и Петербурге
16.10.2025 17:20 80
Правительство готовит стратегию технологического развития стройотрасли до 2030 годаПравительство готовит стратегию технологического развития стройотрасли до 2030 года
16.10.2025 16:14 54
В Санкт-Петербурге подорожали элитные квартиры на вторичном рынке, площадь сократиласьВ Санкт-Петербурге подорожали элитные квартиры на вторичном рынке, площадь сократилась
16.10.2025 15:31 76
Москва сохраняет лидерство по кредитам на жилье, Алтай — по торговым объектамМосква сохраняет лидерство по кредитам на жилье, Алтай — по торговым объектам
16.10.2025 11:13 57
Продаете или сдаёте
объекты недвижимости?
Выделите и повысьте объявления в поиске, расширьте количество и покажите объявление в выбранных регионах России.
Платные сервисы
Индексы рынка недвижимости Москвы
Поиск на карте Москвы

Ищите объявления рядом с работой, парком или родными

Найти на карте
tg ya ya
2004—2025 Restate.ru ® ООО "Интернет проекты" ОГРН 1147847086870 ИНН 7811574827, email sup@restate.ru
При использовании материалов гиперссылка на Restate.ru обязательна.
Витрина недвижимости Restate - одна из крупнейших баз недвижимости России и агрегатор новостроек и предложений застройщиков и агентств. Использование сайта означает согласие с Пользовательским соглашением и Политикой обработки персональных данных
Наверх