Правительство раскритиковало стратегию развития транспортного машиностроения, предложенную Минпромэнерго. Министерство требует миллиарды долларов, не предусмотренные бюджетом, а вместо мер по повышению конкурентоспособности предлагает закрыть рынок от зарубежных поставщиков.
В среду 11 апреля с проектом стратегии развития транспортного машиностроения в 2007–2010 годах и до 2015 года перед правительством выступил заместитель министра промышленности и энергетики Андрей Дементьев. По его словам, предложенная стратегия позволит почти вдвое увеличить производство техники и повысить долю страны на международном отраслевом рынке. «Объем производства продукции отрасли к 2015 году увеличится на 90%, а доля российского транспортного машиностроения на мировом рынке продукции к 2010 году составит 15%, а к 2015 достигнет 18%», – прогнозирует министерство.
Однако правительство не поверило таким прогнозам, и проект стратегии был отправлен на доработку.«Это уже третья нереализуемая стратегия, она не предлагает ни механизмов, ни структурных реформ в отрасли», – заявил министр экономического развития и торговли Герман Греф.
Основные формы господдержки 1. Государственный заказ, 2. Прямое участие государства в промышленных предприятиях, бюджетное финансирование...
Основной проблемой отрасли, по мнению Грефа, является ее неконкурентоспособность. При этом министр считает, что Минпромэнерго не предложило путей решения проблемы: «Набором из шести мер, которые мы находим в документе, мы ничего не решим, кроме того, еще больше создадим неверных стимулов».
Премьер-министр Михаил Фрадков поддержал главу Министерства экономического развития и торговли. По словам премьера, работа над стратегией велась поверхностно, а ведь уровень профессионализма разработчиков стратегии как раз и определяется отношением к работе.«Если нечего предложить, значит, менять нужно место работы», – жестко указал глава кабинета министров.Как выяснилось, финансирование мер новой стратегии оказалось не согласовано с Минфином, а значит, не учтено в проекте федерального бюджета на 2008–2010 годы. Об этом сообщил замминистра финансов Сергей Шаталов. «Речь идет о миллиардах долларов», – уточнил Шаталов. По его словам, проект стратегии предусматривает прямое государственное финансирование ряда инвестиционных проектов, субсидирование процентных ставок по инвестиционным экспортным кредитам, предоставление госгарантий по кредитам, госзаказ на НИОКР на сумму $450 млн, а также ряд мер налоговой и таможенной оптимизации, не все из которых укладываются в рамки действующего законодательства, а зачастую противоречат ему.
Замглавы Минпромэнерго Андрей Дементьев попробовал оправдаться и предложил учесть финансирование при разработке бюджета на следующие три года. Замминистра сказал, что речь не о масштабных государственных вливаниях в отрасль. Целью стратегии является создание условий для стимулирования инвестиционной активности предприятий. Однако следующее предложение замминистра оказалось весьма радикальным.Он считает, что для успешного развития отрасли необходимо закрыть этот рынок от внешней конкуренции.«Мы абсолютно уверены, что это оправданный шаг», – сказал замминистра. Стратегия предлагает ввести заградительные пошлины в секторах, где российские производители имеют потенциал.
Это предложение еще сильнее обострило дискуссию. С такой позицией оказался не согласен основной потребитель продукции транспортного машиностроения. Глава ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин объяснил, что продукции российских заводов просто недостаточно для удовлетворения потребностей основного российского перевозчика. Он отметил, что для освоения запланированного объема перевозок до 2015 года РЖД необходимо 7,8 тыс. секций локомотивов, что на 2 тыс. превышает расчеты, представленные в стратегии Минпромэнерго. Помимо этого, компании потребуется около 12 тыс. пассажирских и около 450 тыс. грузовых вагонов, что также превышает заявленные в стратегии объемы.Таким образом, по мнению Якунина, российская промышленность не сможет покрыть потребностей РЖД в технике, и компании потребуется закупать вагоны и локомотивы за рубежом, в частности на Украине.Эксперты сходятся во мнении, что без зарубежных технологий российскому транспортному машиностроению сейчас не обойтись, однако получить такие технологии можно по-разному. Аналитик ИК Rye, Man & Gor Securities Евгений Линчек не видит смысла в крайностях: «Не следует полностью открывать тендеры, так как их сейчас будут выигрывать иностранцы, но не стоит и полностью ограничиваться продукцией отечественных компаний. Необходима продуманная протекционистская политика». Следует, по мнению аналитика, развивать машиностроение в кооперации с иностранными партнерами. Наши конструкторские бюро сейчас слабодейственны, они работают на основе старых технологий. «Чтобы их обновить, надо знать больше об иностранных технологиях, – уверен аналитик Rye, Man & Gor Securities. – Сейчас для этого необходимы совместные предприятия».
Аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Севастьян Козицын считает, что сейчас нам не нужно покупать много продукции зарубежных компаний. Например, по его мнению, дорогостоящая скоростная инфраструктура, для которой и нужна такая продукция, по всей стране не нужна: «Достаточно направлений вроде Москва–Санкт-Петербург. Необходимо не повысить скорости, а элементарно проложить рельсы в недоступные области». Аналитик напомнил, что охвачена транспортом только южная часть страны, а северная представляет из себя почти белое пятно. «Недостающие же для развития технологии в ближайшие годы следует просто покупать на Западе», – считает Козицын.
При этом эксперты отмечают отсутствие у правительства и долгосрочных планов в этой области. «Для выхода на глобальный рынок уже сейчас надо ориентироваться на конкуренцию, завоевывать некое место на рынке», – уверен Евгений Линчек. Через несколько лет за счет массового производства внутренний рынок будет насыщен. «И что тогда? Останется закрыть большинство заводов, оставив только несколько ремонтных депо», – считает аналитик. Необходимо с самого начала готовиться к конкуренции на глобальных рынках.
Будущие конкуренты российских машиностроителей пока хранят молчание. Представители иностранного транспортного машиностроения, работающие в России, отказались комментировать «Газете.Ru» предложение Минпромэнерго, сославшись на корпоративные причины.11 АПРЕЛЯ 17:46
ул Малая Морская, д. 15, литера А, помещение 11-H, офис 5190031Санкт-Петербург,
Подписывайтесь на нашу группу в соцсетях
MAX,
ВК,
Телеграм,
и наш канал в
Дзен"
: больше интересных новостей каждый день.
Автор: редакция Restate.ru
Архив
Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это