Проект нефтепровода Бургас–Александруполис, призванный разгрузить Босфор и Дарданеллы, наконец одобрен высшим руководством России, Греции и Болгарии. России он принесет значительную прибыль, но еще более выгодным он станет для Европы. Причем именно за счет нашей страны.
Соглашение по нефтепроводу Бургас–Аалександруполис наконец подписано. В четверг в Афинах Россия, Греция и Болгария заключили трехстороннее соглашение по строительству нефтепровода. С российской стороны свою подпись поставил глава Минпромэнерго Виктор Христенко, с греческой – министр развития этой страны Димитрис Сиуфас, Болгарию представлял министр регионального развития Асен Гагаузов.На церемонии подписания присутствовали и представители высшей власти трех стран: президент РФ Владимир Путин, а также болгарский и греческий премьер-министры.
Для начала российский президент решил собравшихся немного попугать. Он отметил, что проблемы энергетической безопасности сохраняют свою актуальность. «Тема энергетической безопасности остается одной из главных в дискуссиях, идущих сейчас на европейском континенте, да и во всем мире, – заявил президент. – А доступ к энергии является залогом устойчивого развития нашей цивилизации». По его мнению, обеспечить такой доступ возможно за счет развития партнерства между всеми странами – как производителями, так и потребителями и транзитерами. Но затем Путин успокоил собравшихся: «Ярким примером такого партнерства в энергетической сфере и призван стать проект трансбалканского нефтепровода».
Пообещал президент России и сохранение природы в районе трубопровода. «Мы сделаем все необходимое для решения экологических проблем, мы понимаем озабоченности людей, которые об этом думают, и подойдем в высшей степени ответственно», – заявил он на встрече с премьер-министром Болгарии Сергеем Станишевым.«Нам не потребуется, как царю Эгею, бросаться в море», – передает «Прайм-ТАСС» слова президента.Протяженность будущего нефтепровода составит 280 км, а пропускная способность – 35 млн тонн нефти в год. Причем не исключается возможность дальнейшего расширения трубы до 50 млн тонн в год.Стоимость проекта оценивается в $1 млрд.Нефтепровод будет находиться в собственности Международной проектной компании. Греция и Болгария получают в ней по 24,5%, а России достается контрольный пакет (51%), который разделен между оператором проекта «Транснефтью», «дочкой» «Газпрома» «Газпромнефтью» и «Роснефтью». Доли российских компаний в 51-процентном пакете равны – по 17%. После подписания соглашения Международная проектная компания будет заказывать технико-экономическое обоснование проекта. Правда, кому оно будет заказано, пока не известно. «Вероятно, будет проводиться тендер», – полагает вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев.
В проекте также хотели участвовать в качестве поставщиков нефти и такие компании, как американская Chevron и российско-британская ТНК-ВР. Однако американцы отказались, мотивируя это тем, что мощность трубопровода Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) не будет увеличена. Предполагалось, что по Бургас–Александруполису нефть пойдет как с новороссийского направления, так и из Казахстана, а Chevron, добывающая казахстанскую нефть, была заинтересована в увеличении мощности КТК и дальнейших поставках через новую трубу. Однако российская сторона, владеющая 24% в Каспийском консорциуме, заблокировала решение о расширении, и Chevron заявила, что предпочтет поставлять свою нефть по другому нефтепроводу – Баку–Тбилиси–Джейхан.
ТНК-ВР, в свою очередь, не намерена отказываться от поставок нефти по «Бургасу», однако сотрудничать намерена не с Россией, а с Грецией и Болгарией. Как стало известно «Газете.Ru», Болгария и Греция намерены уступить свои доли в проекте компаниям, которые смогут обеспечить прокачку нефти по трубопроводу. А одной из таких компаний вполне может выступить ТНК-ВР. По мнению экспертов, для Греции и Болгарии такой подход может оказаться весьма выгодным. «Компания Chevron, как и ТНК-ВР, говорила о том, что, если ей не удастся участвовать в проекте со стороны России, она будет пытаться найти выход на трубу через Грецию и Болгарию, – рассказывает аналитик ИК ИК Rye, Man & Gor Securuities Константин Черепанов. – Для государств это может быть выгодно, так как если Болгария и Греция участвуют в проекте лишь на государственном уровне, то их доход фактически сведется к тарифам за прокачку нефти».
Но если государства поделятся своей долей с компаниями, то, по словам Черепанова, они могут получить дополнительную выгоду. «Например, компании могут осуществлять поставки нефти по льготным ценам или более плотно сотрудничать с болгарскими и греческими нефтеперерабатывающими предприятиями. В крайнем случае нефтяные компании могут просто выкупить часть акций нефтепровода, – рассуждает Черепанов. – Однако сказать точно, насколько тот или иной вариант будет выгоден, можно будет только после того, как труба будет построена, так как определится ценовая конъюнктура, сроки окупания проекта и еще множество факторов, влияющих на преимущество того или другого варианта».
Изначально Бургас–Александруполис задумывался как средство для разгрузки проливов Босфор и Дарданеллы, которые исчерпали свою пропускную способность. Кроме того, прокачивать нефть по трубе значительно дешевле, чем возить ее танкерами. «Россия получает дополнительные возможности для экспорта, что в значительной мере помогает развитию деятельности отечественных нефтяных компаний», – объясняет Черепанов. Сами нефтяники, впрочем, упирают больше на удобство прокачки нефти через трубу. «Загруженность Босфора приводит к тому, что наши танкеры долго стоят в портах, а потом мы вынуждены еще и платить за это штрафы, – рассказали «Газете.Ru» в «Газпромнефти». – Бургас–Александруполис позволит серьезно разгрузить проливы, плюс транспортировка по трубе получается дешевле». В «Роснефти» также заявили, что весьма заинтересованы в проекте нефтепровода, однако, чем именно вызван интерес, уточнять не стали.
Между тем Константин Черепанов считает, что Европа получит от «Бургаса» гораздо более серьезную выгоду, чем Россия. «Во-первых, диверсифицируются маршруты поставок и снижаются риски резкого их прекращения, – объясняет аналитик. – А во-вторых, диверсификация может коснуться и самих поставщиков, и тогда Европа будет меньше зависеть от российской нефти. Дело в том, что если по «Бургасу» пойдет нефть из Казахстана, то даже без участия Chevron оттуда могут быть осуществлены крупные поставки. В Казахстане работают такие нефтяные гиганты, как Eni и Shell. Причем одно из крупнейших в мире месторождений нефти, располагающееся на территории Казахстана, Кашаган (4,8 млрд тонн), уже поделено между иностранными компаниями, и в ближайшие годы там начнется промышленная добыча нефти».
В итоге может получиться, что новый трубопровод, принося России хорошие деньги, будет лишать ее инструментов международного политического влияния – зависимость Европы от наших энергопоставок может серьезно уменьшиться.15 МАРТА 17:17
ул Малая Морская, д. 15, литера А, помещение 11-H, офис 5190031Санкт-Петербург,
Подписывайтесь на нашу группу в соцсетях
MAX,
ВК,
Телеграм,
и наш канал в
Дзен"
: больше интересных новостей каждый день.
Автор: редакция Restate.ru
Архив
Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это