Купол Исаакия никому не рухнет на голову. И собор не провалится сквозь землю. Да и скульптура с колоннады и аттиков не попадает.
Такие официальные, хотя и весьма эмоциональные, заключения сделали представители дирекции музея, КГИОП и Росохранкультуры в ответ на информационный выброс об аварийном состоянии одной из главных достопримечательностей Петербурга.
Хотя, заверяя горожан, что все в порядке, фактически чиновники признали, что реставрация необходима.
"В прошлом году мы демонтировали с фасада две фигуры — ангела и Иоанна Крестителя. Выполненные в технике гальванопластики, за 150 лет они пришли в плохое состояние", — рассказывает директор музея Николай Нагорский.
Фонду Академии художеств музей заказал экспертизу скульптур на колоннаде собора, а также попросил проверить их несущие конструкции. В самом общем виде вердикт, поданный в дирекцию музея и в КГИОП, звучал так: несущая способность конструкций во многом утрачена, в барабане купола обнаружены трещины. В общем — пора бить во все колокола.
Но этого не произошло. В Комитете по охране памятников обнаружили, что у фонда нет лицензии на обследование инженерных конструкций, да и по выводам были сделаны замечания. Но на них эксперты не ответили.
"Надо иметь веские доказательства, чтобы говорить об аварийности, — убеждена зам. председателя КГИОП Ольга Таратынова. — Конечно, собор — "пожилой человек", но, если у него закололо в боку, это не значит, что он при смерти". Она пояснила, что некоторые трещины в куполе — старые, обнаруженные в 1910 году. Стабильны ли они? Надо проводить испытания, исследовать состояние фундаментов, стропильной системы.
Вера Дементьева, председатель КГИОП, считает, что голословные заявления "экспертов" — это нападки на музей, на комитет, на реставраторов, и призвала их рассказать, что они видели в процессе работы на фасадах собора в преддверии 300-летия Петербурга.
Те поведали, что никакой катастрофы не обнаружили: огромную 20-тонную дверь собора удалось открыть (если бы собор сильно осел, это было бы невозможно сделать).
Вычищая барельефы, вывезли восемь КАМАЗов голубиного помета. Мраморные облицовочные блоки (толщиной 50-80 мм) переродились лишь на глубину 5 мм, так что выдержат еще до 100 реставраций. А "модульоны с фасадов еще при Монферране падали".
Комиссия КГИОП совместно с музеем провела визуальный экспресс-осмотр и заключила, что поводов для паники нет. "У музея есть четкий план реставрации, — заявила Вера Дементьева. — Но, видимо, дополнительное комплексное обследование все-таки необходимо провести".
Николай Нагорский сообщил, что за четыре года, когда он находится на посту директора музея, практически полностью заменена инженерная инфраструктура памятника, выполнена художественная подсветка интерьера, создана система слива воды из водостоков в ливневую канализацию (раньше все шло под собор).
При этом все работы выполнялись исключительно за счет собственных заработков музея — без бюджетной поддержки. Если речь пойдет о неотложной комплексной реставрации, то музейных средств не хватит.
Особенно если после "информационных провокаций" снизится поток посетителей: "Будут гости стоять в соборе и думать: упадет купол или нет. А то и вовсе побоятся прийти".
Чтобы снизить накал страстей и успокоить петербуржцев, Николай Буров, председатель Комитета по культуре (в его подчинении находится Исаакий), предложил: "Я попрошу директора музея каждый месяц подниматься на колоннаду. И топать ногой — в знак того, что все в порядке!"
По аналогии с Карлом Росси, которому по завершении строительства Главного штаба многие не верили, что арка будет стоять. Говорят, тогда он поднялся на арку, топнул и потребовал: "Снимайте леса!"
ул Малая Морская, д. 15, литера А, помещение 11-H, офис 5190031Санкт-Петербург,
Подписывайтесь на нашу группу в соцсетях
MAX,
ВК,
Телеграм,
и наш канал в
Дзен"
: больше интересных новостей каждый день.
Автор: редакция Restate.ru
Архив
Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это