ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ подписал Лесной кодекс и закон о вступлении его в силу за полмесяца до новогодних праздников. Впрочем, подарка могло и вообще не быть! После того как законопроект прошел первое чтение в Госдуме весной 2005-го, о нем надолго забыли. Пообещав принять кодекс к минувшей осени, депутаты неоднократно переносили заседание и даже поговаривали о том, чтобы представить документ на очередное слушание только в 2007-м. Оставалось слишком много спорных вопросов, например о передаче лесов в собственность (первая редакция допускала приватизацию участков леса). В последний момент эту статью убрали (как и многие другие), и уже глубокой осенью компромиссный вариант законопроекта быстро прошел второе и третье чтение. В Совете Федерации проблем тоже не возникло. Эксперты с улыбкой говорят, что накануне заседания Сергей Миронов, председатель СФ, встречался с Владимиром Путиным. Обсуждали, в том числе, конечный вариант Кодекса.
РУБКА В ТЕОРИИ
Специалисты особо отмечают, что Кодекс — это свод тезисов, которые нельзя воспринимать как руководство к действию. Еще предстоит разработать множество нормативных актов, чтобы получилась цельная картина. На федеральном уровне должны быть приняты более 50 документов. Правительство обещает закончить работу к середине 2007-го. Эксперты боятся, что в регионах работа пойдет куда медленней. Согласно положениям Кодекса, основные контрольные функции передаются из центра местным органам власти. Уже началась реорганизация Росприроднадзора: его штат существенно расширят, зато основных специалистов привлекут в региональные представительства. Как будет выглядеть система управления лесным хозяйством в разных областях, пока сказать сложно. «Открытым остается вопрос и о финансировании новых структур», — отмечает Денис Соколов, исполнительный директор НП «Конфедерация ЛПК Северо-Запада». «В целом тот факт, что управлять лесхозом будут региональные ведомства, пойдет отрасли на пользу, — уверена Ирина Биткова, председатель совета директоров Северо-Западной Лесопромышленной Компании (СЗЛК). — Они смогут эффективней наладить работу на местах и отслеживать те фирмы, которые не выполняют требования договоров». «Хотелось бы, чтоб Кодекс был принят вместе с подробными подзаконными актами, — рассуждает Дмитрий Чуйко, директор по взаимодействию с органами государственной власти ЗАО “Илим Палп Энтерпрайз”. — Потому что у нас остается много вопросов. Например, в законе сказано, что надо привести действующие договоры аренды в соответствие с Лесным кодексом. Но как это сделать и на что ориентироваться, мы пока не знаем». Реакция лесопромышленников на новый Кодекс неоднозначна. Некоторые сетуют, что в документе нет ни слова о деревообработке. «Мы надеемся, что в постановлениях правительства будут учтены интересы той же целлюлозно-бумажной промышленности, которая потребляет лес в больших объемах», — говорит Михаил Шалаев, генеральный директор компании «Выборгская целлюлоза».
НА АУКЦИОН И В ОБХОД НЕГО
Одно из главных новшеств касается аренды леса: введена система аукционов. Подробный механизм заключения договоров аренды будет прописан в других нормативных актах, но общие правила содержатся в Кодексе. Предварительного отбора участников не будет. «Парламентарии предлагали его ввести, чтобы в отрасль не пошли так называемые лесные брокеры, но ФАС выступил против, потому что это не соответствовало бы законам рыночной конкуренции», — вспоминает Дмитрий Чуйко. Отказать участникам можно лишь по нескольким причинам: если в отношении фирмы ведется процедура банкротства или она не внесла задаток на счет. Но есть один примечательный пункт, закрывающай доступ на аукцион «лицам, которым в соответствии с федеральными законами не могут быть предоставлены лесные участки». Эксперты говорят, что таким образом парламентарии оставили за собой возможность принять заградительные меры. Лесопромышленники признают, что система аукционов — это прогрессивный механизм, но на первом этапе он больно ударит по многим компаниям. Во-первых, не все из них смогут на равных бороться с крупными холдингами вроде «Илим Палпа», во-вторых, на лесопользователей, по всей видимости, лягут дополнительные затраты. «Необходимо, чтобы в договорах аренды было подробно расписано, какая часть суммы пойдет на восстановление леса, обустройство инфраструктуры и т.д. Затраты на эти цели должны возрасти», — считает Михаил Шалаев. А у большинства мелких и средних лесозаготовителей рентабельность бизнеса и без того низкая. «Часто называют цифру 13–14%, — говорит Сергей Михайлов, директор ООО "Транслес". — Но у многих фирм рентабельность вообще приближается к нулю». Поэтому в отдельных районах объем лесозаготовок может сократиться. «Временно! — успокаивают эксперты. — Позже в отрасль потянутся большие инвестиции». Прозрачный механизм аренды участков должен привлечь крупные финансово-промышленные корпорации. «Конкуренция усилится, и это пойдет всем на пользу», — уверен г-н Чуйко. Впрочем, некоторым компаниям все же удастся арендовать лес, минуя аукционы. В Кодексе упомянута норма, по которой разрешено предоставлять лесные участки целевым образом для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
ЛЕСНЫЕ ПРОКОЛЫ
Некоторые специалисты нашли в Кодексе много правовых лазеек, причем в самых принципиальных вопросах. Журналисты газеты «Ведомости», проанализировав документ вместе с московскими экспертами, пришли к интересному выводу. Оказывается, приватизировать леса все-таки можно. По новому закону «лесным» считается участок, на котором проведена процедура лесоустройства: государство официально определяет границы участка, его характеристики и арендную стоимость. В противном случае это будет не лесной участок, а обычная земля, приватизацию которой разрешает Земельный кодекс. И даже территории, которые прошли кадастровый учет, не считаются лесными, если не выполнен данный ритуал. Таким образом, теоретически можно приватизировать даже городские парки и особо охраняемые зоны. Другие эксперты обнаружили «слабые места» в тех статьях, которые запрещают рубку леса в заповедниках и заказниках. При определенном юридическом подходе участок лесопарка можно не только приватизировать, но и вырубить под корень. Многие специалисты говорят о том, что одним Кодексом и подзаконными актами ситуацию в отрасли не исправить. Среди нерешенных вопросов остается вывоз круглого леса и множество незаконных вырубок. Причем вторая проблема может усугубиться. По данным на этот год, до 30% леса рубят незаконно. Некоторые эксперты предсказывают, что мелкие и средние лесопользователи, которые не выдержат конкуренции, вместо того чтобы уйти из бизнеса, перейдут в разряд «серых» лесорубов. Поэтому необходимо усиливать контрольные функции государства в этой сфере. Что касается вывоза «кругляка», специалисты предлагают не поднимать вслепую таможенные пошлины, а решать вопрос комплексно. «Мы готовы работать на внутренний рынок, но его просто нет», — заявляет Владимир Фаст, генеральный директор ООО «Русский лес». Среди наиболее популярных предложений: поощрять вывоз тех сортов древесины, которые не востребованы нашей промышленностью, а также запретить экспорт несертифицированного леса.
Роман ДЕНИСОВ
ул Малая Морская, д. 15, литера А, помещение 11-H, офис 5190031Санкт-Петербург,
Подписывайтесь на нашу группу в соцсетях
MAX,
ВК,
Телеграм,
и наш канал в
Дзен"
: больше интересных новостей каждый день.
Автор: редакция Restate.ru
Архив
Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это