Мы используем "cookies". Продолжая просмотр, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику обработки персональных данных.

1 113 004 объекта недвижимости России
1 февраля 2007, 14:32 1386

Директор Невско-Ладожского бассейнового управления Григорий Слабиков: «Мы не умеем разумно тратить воду»



– Что у нас происходит с водой и с жильем у больших водоемов? Какие изменения было бы важно оценить участникам рынка недвижимости?
–Я бы хотел акцентировать внимание на новом Водном кодексе, который вступает в силу первого января. В принципе этот документ во многом демократизировал отношения водопользователей к ресурсам.

– Больше всего шума и слухов — вокруг того, что теперь можно будет покупать озера в частную собственность. Это правда?
– Не озера. Карьеры и пруды. Но и это, по крайней мере, говорит о том, что некоторые водоемы могут находиться в частной собственности.
При этом важно учитывать еще одно ограничение: право собственности на землю начинается не ближе 20 метров от береговой линии. Все, что ближе, — это зона общего пользования.

– В редакцию журнала поступает много звонков... Люди говорят, что их доступ к воде ограничивают собственники, которые огораживают берега заборами, устраивают частные пляжи. Насколько обоснованны такие претензии?
– На сегодняшний момент все заборы, которые заходят в воду, на 99% незаконны. А оставшийся 1% — это детские, оздоровительные и некоторые спортивные учреждения, которые имеют право оградить свою территорию. И еще — если это особый правительственный объект.
Земля на береговой линии — это территория общедоступная. Новый Кодекс задает норматив: 20 метров. Этот участок можно взять аренду, можно организовать на нем рекреационную зону, но перекрывать доступ на эту территорию нельзя.

– В Европе, в Канаде, в Штатах многие строят дома на воде. Почему им можно, а нам нет?
– Можно, но только в рамках развития поселения. Это юридическая позиция. У нас есть понятие «земли поселений». Соответственно если у данного населенного пункта есть согласованный с администрацией план развития, то зона застройки может и непосредственно примыкать к воде. Но при этом должно быть организовано инженерное обеспечение территории, чтобы сточные воды, дождевые стоки не попадали в водоем неочищенными. Мы в Петербурге живем прямо у воды, и набережные у нас проходят прямо по урезу воды. Но чтобы научиться строить такое жилье, надо перейти на следующий уровень инженерного развития по отношению к подготовленным для застройки территориям.
Если есть современная система очистки и согласованный план развития данного поселка, то в принципе это можно делать.
Мы не умеем разумно тратить воду. Страшна не концентрация, а страшны объемы разбавленной жидкости, которую необходимо очищать. Мы тратим очень много питьевой воды для бытовых целей, у нас в унитазах питьевая вода... В данном случае общество несет двойные затраты. Хотя разделить эти системы водоснабжения пока, наверное, тоже непросто, потому что у нас исторически сложилась такая практика.

– Ваше ведомство так или иначе связано с запретами и выдачей лицензий-разрешений. Будет ли бизнес развивать проекты, связанные со строительством у воды? Будет ли это направление девелопмента по-прежнему популярно? Или правительство планирует вводить более жесткие ограничения?
– Бессмысленно просто запрещать. Человек всегда стремился жить у воды. Это видно и из истории наших предков, из истории всех наших старинных городов. Нужно разрешать — но разрешать, заставив девелопера или водопользователя участка следить за стоками и за состоянием того водоема, на котором реализуется проект. Если все эти нормативы сложить вместе, заложить их в качестве инженерных требований к водоподготовке, в качестве требований к системе сброса, то это все — разрешимый вопрос. На сегодня у нас есть первая официальная заявка. Компания HONKA хочет для своего коттеджного городка сделать современные централизованные очистные сооружения. Но это пока единичный случай.
На протяжении последних лет мы не видели ни одной такой истории. Все коттеджные городки разрабатывали канализационные выпуски «под себя», или так называемый сброс на грунт. Мы сбрасываем отходы, предполагая, что дальше это все должно само собой рассасываться. Или мы предполагаем зарывать железно-дорожные цистерны, которые будут периодически выкачиваться. Оба варианта существуют, но, на мой взгляд, это все — старые дедовские способы.

– Можем ли мы говорить, что возникает тема поселков нового технологического уровня? Пусть пока и за большие деньги?
– Пока, наверное, еще нет. Мы видим только первую ласточку, и говорить о том, что есть такое направление, еще рано. Большинство организаторов коттеджных поселков абсолютно не заботятся о том, куда будут уходить канализационные стоки. Коттедж, в котором живут два-три человека, в сутки будет выбрасывать около кубометра или полутора кубометров жидкости. Если эти поселки к тому же стоят на глинистых или суглинистых грунтах, то рано или поздно там возникнут проблемы.

– Может быть, все дело в ментальности, иной образ требует другого представления?
– Наверное, да. На самом деле какое-то короткое время и так жить можно. Только потом почувствуете, что это больно или невкусно.

– Но люди, которые много лет назад получили или купили шесть соток в Синявино, — они живут так всегда…
– У них совершенно другие расходы. Вспомним домики садоводства, через которые мы все проходили. Это рукомойник, в лучшем случае душ на одно ведро, туалет в виде другого ведра, причем это ведро шло потом после определенной обработки на те же грядки в качестве удобрений. Там нечему было рассасываться. А если мы в коттедже ставим джакузи — это сразу 300–500 литров, делаем два душа, три туалета, ставим посудомоечную машину, стиральную машину — объемы водопотребления растут.

– И все это питьевой водой…
– Естественно. Но и состоятельные граждане пока еще всерьез не задумываются. Это издержки отсутствия нового экологического образования. Когда ты покупаешь объект недвижимости, надо посмотреть, какую инфраструктуру тебе к этому объекту предлагают. А инфраструктура — не только линия электропередач, обеспечивающая нужное количество киловатт, это не только наличие воды, но и то, куда эта вода уходит.

– Полагаете, государство сможет регулировать этот вопрос?
– Я думаю, этот вопрос в большей степени могут регулировать местные власти. Новый Водный кодекс во многом передает полномочия по водным объектам в распоряжение субъектов федерации и муниципальных образований. Думаю, что в ближайшее время мы получим некую схему, за что должны отвечать муниципалы, когда они выделяют эту землю под застройку. К сожалению, пока мы чаще сталкиваемся с проектами коттеджных поселков или индивидуального строительства, в которых не просчитаны изменения экологической среды на ближайшее десятилетие.
Если организаторы проекта продумывают подземный гидрозабор — часто не занимаются подземной гидрологией, не рассчитывают лимит подземного водоносного слоя. Как правило, повторюсь, идет практика сброса стоков на грунт. Это следующий этап по сравнению с выгребной ямой. Жить можно. Но если человек ходит под себя, он должен понимать, что через какое-то время это все пойдет наружу.
Желание быстро продать объект иногда превалирует над пониманием того, что через несколько лет стоимость объекта резко упадет. Потому что водоем, на берегу которого построен прекрасный коттеджный поселок, превратится в болото. А стоимость его рекультивации будет превышать стоимость поселка в разы. С этим мы и пытаемся — объяснениями и ограничениями — как-то бороться.
Эта проблема должна стать предметом обсуждения с участием администрации, бизнеса, жителей… Иначе ее не решить.
Высказывание профессора Преображенского о том, что разруха не в клозетах, а в головах, по-прежнему справедливо. Классика нетленна.

К сведению:
НЕВСКО-ЛАДОЖСКОЕ бассейновое водное управление является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
Организация осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов в бассейнах рек, впадающих в Балтийское море: на территории Петербурга и Ленинградской области, Калининградской, Новгородской и Псковской областей, республики Карелия, где расположены Отделы водных ресурсов, являющиеся структурными подразделениями Управления.
Положение о Невско-Ладожском бассейновом водном управлении утверждено 2 сентября 2004 года Федеральным агентством водных ресурсов.

Дмитрий СИНОЧКИН

ул Малая Морская, д. 15, литера А, помещение 11-H, офис 5 190031 Санкт-Петербург,
Подписывайтесь на нашу группу в соцсетях MAX, ВК, Телеграм, и наш канал в Дзен" : больше интересных новостей каждый день.

Автор: редакция Restate.ru

Архив
Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это  
Также по теме
Почти половина новостроек в России сдаются позже срока в 2025 годуПочти половина новостроек в России сдаются позже срока в 2025 году
15.10.2025 17:07 117
В Петербурге сохраняется высокий интерес к малогабаритным квартирам в новостройкахВ Петербурге сохраняется высокий интерес к малогабаритным квартирам в новостройках
15.10.2025 16:43 98
Власти ищут способ избежать массовых штрафов для застройщиков после отмены мораторияВласти ищут способ избежать массовых штрафов для застройщиков после отмены моратория
15.10.2025 16:08 97
Объемы ввода жилья в России за девять месяцев 2025 года снизилисьОбъемы ввода жилья в России за девять месяцев 2025 года снизились
15.10.2025 14:46 89
Застройщики Москвы и Петербурга массово переносят сроки сдачи новостроекЗастройщики Москвы и Петербурга массово переносят сроки сдачи новостроек
15.10.2025 12:36 120
В Петербурге аренда квартир подешевела: медианная цена опустилась до 50 тысячВ Петербурге аренда квартир подешевела: медианная цена опустилась до 50 тысяч
15.10.2025 12:04 136
Продаете или сдаёте
объекты недвижимости?
Выделите и повысьте объявления в поиске, расширьте количество и покажите объявление в выбранных регионах России.
Платные сервисы
Индексы рынка недвижимости Москвы
Поиск на карте Москвы

Ищите объявления рядом с работой, парком или родными

Найти на карте
tg ya ya
2004—2025 Restate.ru ® ООО "Интернет проекты" ОГРН 1147847086870 ИНН 7811574827, email sup@restate.ru
При использовании материалов гиперссылка на Restate.ru обязательна.
Витрина недвижимости Restate - одна из крупнейших баз недвижимости России и агрегатор новостроек и предложений застройщиков и агентств. Использование сайта означает согласие с Пользовательским соглашением и Политикой обработки персональных данных
Наверх