Это связано с переходом к проектам комплексной застройки территорий, такими как "Балтийская жемчужина", "Набережная Европы", "Парадный квартал" и т.п. Большинство из них совмещают коммерческую функцию с жилой.
Пробуксовка
Инвесторы проектов привлекают международных консультантов и всемирно известных архитекторов, и тем не менее, очевидно, что реализация проектов пробуксовывает.
Дело не только в пресловутой российской бюрократии (поскольку у большинства проектов есть поддержка властей), но в самом управлении проектами.
Коммуникативные разрывы возникают на стадии между инвестиционным замыслом и поиском участка, между анализом градостроительных ограничений по участку и разработкой маркетинговой концепции, между концепцией и архитектурным проектом, между архитектурным проектом и рабочим проектированием и т.д. Например, проект многофункционального комплекса РАО "ВСМ" и проект подземного торгового центра ОАО "Открытые инвестиции" на пл. Восстания споткнулись о геологические условия и подземные инженерно-транспортные коммуникации. В последнем случае девелопер отказался от реализации проекта.
Консультант-девелопер
По мнению Вячеслава Семененко, вице-президента корпорации "Петербургская недвижимость", на рынке практически нет консультантов, компетентных как в жилом, так и в коммерческом сегменте, между тем в большинстве проектов многофункциональной застройки заявлена значительная доля жилой функции.
"Консалт по проекту не должен заканчиваться концепцией, нужен анализ ее реализуемости на данном участке с точки зрения ограничений градостроительной деятельности", - считает Вячеслав Семененко.
Аналитика
Если создать импровизированную классификацию консультантов, действующих на рынке коммерческой недвижимости, то это должен делать консультант-девелопер в отличие от консультанта-брокера и консультанта-управляющего.
"Для того чтобы иметь достоверную аналитику, нужно извлекать ее из анализа баз данных по сделкам, причем не единовременно, а в течение длительного периода, что позволяет оценить тренды", - говорит Вал Жердес, руководитель департамента маркетинга и консалтинга Praktis Consulting & Brocerage. В этом процессе адаптируются также методики сбора и анализа данных, уточняются классификации.
"В Петербурге мы вынуждены включать в общий объем предложения на офисном рынке бизнес-центры класса С, которые международные консультанты в Москве в своих исследованиях игнорируют. Это связано с реальной структурой спроса со стороны арендаторов - основной массив заявок приходится на классы В и С", - отмечает Вал Жердес.