Госдума приняла в первом чтении законопроект "О государственном кадастре недвижимости". По мнению экспертов, его текст хотя и сократился примерно втрое, но не стал от этого лучше.У разработчика закона (Минэкономразвития) и у парламентариев намерения, естественно, благие. Декларируемая цель - создать в масштабах страны единую систему учета недвижимости (земля плюс постройки), которая защитит права собственников, позволит выявить незаконный самострой, обеспечит государство и граждан актуальной информацией, создаст предпосылки для перехода на налогообложение недвижимости исходя из ее рыночной стоимости.По факту для Петербурга новые правила игры могут привести к размножению бюрократических структур и усложнению действующей в городе процедуры кадастрового учета, без которой нельзя получить участок под застройку, оформить землю в собственность ТСЖ, зарегистрировать права на любую недвижимость (кроме квартир) и пр. А передача функций по технической инвентаризации на рынок (сейчас это компетенция ПИБов) может просто парализовать этот процесс и привести к утрате достоверности информации.По смыслу документа ПИБы должны прекратить свое существование, а их функции по изготовлению технических паспортов возьмут на себя кадастровые инженеры, которые могут объединяться в кадастровые бюро. Для этого специалист должен зарегистрироваться как частный предприниматель. (Почему, кстати, инженерам нельзя образовывать, к примеру, ООО, непонятно.) Кроме того необходимо создать саморегулируемые организации, объединяющие в своих рядах не менее 50 кадастровых инженеров. Документ весьма расплывчато говорит о том, какое у них должно быть образование (высшее - по специальностям, определяемым "органом правового регулирования"). Закон в принципе умалчивает о том, как будет организована работа инженеров в отсутствие ПИБов. Кстати, вводя в этот сектор рыночные отношения, государство (в лице Правительства РФ), тем не менее, будет устанавливать верхнюю тарифную планку на услуги инженеров, что противоречит антимонопольному законодательству.Кадастровую оценку недвижимости законопроект возлагает на независимых оценщиков, которых выберут на конкурсах. Пока это государственная функция. Любопытно, что авторы документа предлагают оценивать только объекты, уже учтенные в государственном кадастре. Значит, в информационной системе неизбежно возникнут обширные лакуны. Кстати, кадастровая оценка земель, проведенная в Петербурге в прошлом году, была сплошной.Механизм работы оценщиков тоже непонятен: неужели государство готово оплачивать индивидуальную оценку каждого дома и даже помещения?По мнению специалистов, в тексте законопроекта хватает юридических и технических ляпов. К примеру, авторы забыли указать основания для отказа в кадастровом учете. Определять координаты межевых знаков в городах проект предлагает с точностью до 10 см относительно опорной межевой сети. Сейчас это 20 см. К чему избыточная точность, повышающая стоимость работ?Даже если закон быстро преодолеет оставшиеся два чтения в Госдуме, он не будет работать. Чтобы разъяснить все его положения, нужно не меньше 30 подзаконных актов.Радует то, что новая система будет вводиться поэтапно. К началу 2009-го ее нужно внедрить в трех пилотных субъектах РФ. Через год их будет уже девять, а через два - 27. Перечень подопытных регионов определит Правительство РФ. Интересно, исходя из каких критериев?"Надеюсь, что Петербург не будет выбран экспериментальной площадкой, поскольку в городе давно действует сильная местная система кадастрового учета. А после обкатки закона его несовершенство, я думаю, станет очевидным. И мы с удовольствием поучаствуем в доработке документа", - комментирует руководитель Городского управления инвентаризации и оценки недвижимости Дмитрий Куракин.
ул Малая Морская, д. 15, литера А, помещение 11-H, офис 5190031Санкт-Петербург,
Подписывайтесь на нашу группу в соцсетях
MAX,
ВК,
Телеграм,
и наш канал в
Дзен"
: больше интересных новостей каждый день.
Автор: редакция Restate.ru
Архив
Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это