Генпрокуратура проверит законность ГЧП на строительство ЗСД
Генеральная прокуратура почти через год ответила на обращение депутатов Законодательного собрания Петербурга и обещает проверить законность договора государственно-частного партнерства между городом, ОАО «Западный скоростной диаметр» и ООО «Магистраль Северной столицы» на строительство ЗСД, сообщает пресс-служба партии «Справедливая Россия».
В июле прошлого года депутаты «Справедливой России» в ЗакСобрании направили на имя председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина обращение с просьбой проверить соглашение города о государственно-частном партнерстве при строительстве ЗСД Еще раньше запрос в Генпрокуратуру и Счетную палату направляла Оксана Дмитриева относительно некоторых инвестиционных проектов Петербурга, включая ЗСД.
Затем в Генпрокуратуру направил письмо лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов, который в обращении указал с том числе на неоднократные запросы депутатов ЗакСобрания.
«Ваше обращение относительно законности заключения между Санкт-Петербургом, ОАО «Западный скоростной диаметр» и ООО «Магистраль Северной столицы» соглашения о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» от 20.12.2015 принято к производству. По данному обращению организована проверка», - указано в письме, подписанном начальником управления по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества Генеральной прокуратуры РФ Ольгой Шамшиной.
Справедливороссы считают, что заключение соглашения о ЗСД, возможно, было сопряжено со «злоупотреблениями служебным положением и полномочиями вопреки законным интересам общества и государства, но в интересах частных коммерческих организаций». Заключенная сделка сопровождается конфликтом интересов между действиями городской администрации с одной стороны и интересами петербуржцев, города и страны – с другой.
Во-первых, по мнению депутатов, по закону договор должен был быть оформлен как концессионное соглашение, а не как соглашение о ГЧП, так как в первом случае сделка регулируется федеральным законодательством, а во втором – может быть оформлена по правилам, установленным регионом. Распоряжением правительства РФ от 31 октября 2006 года предусмотрен открытый конкурс на право заключить концессионное соглашение о проектировании, строительстве, финансировании и эксплуатации ЗСД в соответствии с федеральным законом «О концессионных соглашениях». Однако вместо этого Смольный заключил соглашение о ГЧП.
Кроме того, согласно указанному выше распоряжению, концедентом должно выступать федеральное дорожное агентство «Росавтодор». Однако соглашение о ГЧП фактически исключило возможность участия «Росавтодора».
Депутаты также обратили внимание на неопределенный статус третьего участника соглашения – ОАО «Западный скоростной диаметр» (ОАО «ЗСД»). Из преамбулы соглашения следует, что частным партнером выступает лишь один из трех его участников, а именно ООО «Магистраль северной столицы». Очевидно, что государственным партнером выступает Петербург. Таким образом, статус ОАО «ЗСД» не определен. При этом ОАО «ЗСД» вместе с городом объявило конкурс на право заключения соглашения о строительстве дороги. Такая неопределенность правового статуса участников соглашения и его условий, неясность его формулировок, по мнению справедливороссов, - коррупциогенный фактор.
В 2016 году платеж по компенсации затрат составил порядка 4,5 млрд рублей. Эта сумма сравнима с совокупными расходами Петербурга по отрасли «Жилищное хозяйство», предусматривающей проектирование и строительство многоквартирных домов и расходы по сохранению и развитию исторического центра на период с 2015 по 2017 год. Помимо этих средств, в 2016 году ОАО «ЗСД» получило из городского бюджета инвестицию размером в 2,24 млрд рублей на реализацию долгосрочной целевой программы «Финансирование создания в Санкт-Петербурге автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр».