Около 5% сделок купли-продажи жилья в столице связаны со съездом. Съезжаются, как правило, из "двушек" и "однушек". "Хотя таких людей мало, но они всегда есть на рынке. Это постоянный сегмент", – говорит Илья Шкоп, председатель Совета Гильдии риэлторов Москвы.
Эксперты Аналитического центра Гильдии риэлторов Москвы называют три основные причины, по которым происходит данный процесс: необходимость ежедневно ухаживать за пожилыми родственниками, необходимость в бабушкиной помощи при воспитании младшего поколения, и удовлетворение корыстных интересов – получение наследства без необходимости его оформления, записав в качестве собственника только себя.
Но бывают и другие ситуации. "Самый простой и распространенный случай. В процессе жизни у семьи "скопилось" несколько маленьких квартир. Одна досталась еще в советские времена от работы, другую купили в 90-е, в третьей (такой же тесной) живут сейчас. Две остальные сдаются с перспективой последующего заселения туда молодого поколения. Но дети еще в садик ходят, ждать, как минимум, лет 10 – многое может измениться за это время. Ничего не мешает продать две квартиры и объединить их в одну большую", – говорит Артем Артюхов, эксперт ГРМ, директор по развитию агентства недвижимости "Мэтр Роше Запад".
Процесс сам по себе довольно сложный. Самая приемлемая схема, когда продается одна из двух имеющихся квартир с отсрочкой физического освобождения (где-то 2-3 месяца). После чего продается вторая с одновременной покупкой новой, большей площади.
По словам Артема Артюхова, если одна квартира продается в Москве, а вторая за пределами столицы, объединить продажу обеих в одну сделку невозможно. "Тут уж без временного "подвисания" денег в банковской ячейке или под матрасом не обойтись. Также привлекаем системы кредитования с возможностью досрочного погашения", - добавляет он.
"Неодновременная реализация квартир на растущем рынке создает некоторый риск потери в деньгах. Поэтому, когда цены растут, умные люди сначала продают более дешевый вариант (при одинаковой ликвидности объектов), либо менее ликвидный", – советует Илья Шкоп, отмечая, что в этом случае съезжающиеся меньше проиграют в разнице роста цен.