В 2007 году было введено 19 качественных торговых центров общей площадью 642 010 кв. м. Одним из наиболее значимых объектов на рынке торговой недвижимости Москвы стал торговый центр в составе многофункционального комплекса «Lotte Plaza», возведенный корейской компанией LotteGroup.
Проект долго шел к своему завершению – участок под строительство был приобретен компанией еще в 1997 году. Площадь торговой части, занимающей один подземный и 7 наземных этажей, составляет 23 130 кв. м. Торговый центр позиционируется в сегменте премиум. Торговая недвижимость. Наиболее крупные введенные в эксплуатацию объекты:
НазваниеАдресОбщая площадь (кв. м)Якорные арендаторы
ТЦ «Lotte Plaza» Новинский б-р, д. 8 23 130 «Азбука вкуса», Mercury, Crocus International ТЦ «Времена Года» Кутузовский пр-т, вл. 48 64 280 «Глобус Гурмэ» ТРК «Щука» ул. Щукинская, д. 42 98 800 «Алые Паруса», мультиплекс «Каро-Фильм», «Белый Ветер Цифровой» «Мега-3 Белая Дача» (вторая очередь) МКАД, 103 км, Котельники, мкр. Белая Дача 190 000 ИКЕА, садовый центр «Белая дача», АШАН, «Стокманн», OBI Общий объем предложения на конец 2007 года составил 3 707 452 кв. м, что выше показателей предыдущего года на 21%. Рынок торговой недвижимости в 2007 году продолжает тенденцию к стабилизации и большей цивилизованности. Требования арендаторов к торговым помещениям становятся более жесткими, следовательно, растет уровень конкуренции на рынке торговых центров, что побуждает девелоперов развивать объекты со сложной, малопредставленной в России концепцией. Притом что конкуренция на рынке растет, уровень вакантных площадей продолжает оставаться низким – не более 1% для качественных концептуальных торговых центров. Таким образом, спрос на рынке находится на высоком уровне. Среди арендаторов, крупных сетевых операторов, наиболее востребованными были торговые помещения площадью100 – 150 кв. м.
Ценовая ситуация на рынке торговой недвижимости Москвы, как и в целом в мире, была достаточно стабильной. В 2007 году наблюдались довольно высокие темпы роста арендных ставок на торговые помещения – порядка 12%, что продиктовано уровнем инфляции в исследуемом периоде. Темпы роста ставок 2007 года значительно выше аналогичных показателей 2005 – 2006 гг., когда рост составил не более 3% – 5%. Довольно высокие показатели 2007 года в частности обусловлены неудовлетворенным спросом на качественные торговые помещения. Это подтверждают низкие показатели уровня вакантных площадей. Средняя ставка на помещения торговой галереи в качественных торговых центрах Москвы составила около $1900 кв. м/год. Арендные ставки в качественных торговых центрах колебались в пределах $1250 – $3850 кв. м/год для арендаторов торговой галереи и в пределах $190 – $380 кв. м/год для якорных арендаторов. При этом нужно учитывать, что существующие ставки не всегда применяются к крупным сетевым операторам, так как таким арендаторам помещения могут сдаваться по более низкой цене. Арендодатель может идти на уступки в случае заинтересованности в размещении в своем торговом центре той или иной марки, которая принесет объекту больший поток посетителей и сделает его более успешным. В течение 2008 года в условиях стабилизации рынка торговой недвижимости можно прогнозировать отсутствие резких скачков величины арендных ставок в торговых центрах. В условиях развивающейся рыночной экономики можно с уверенностью сказать, что рост ставок будет, но обусловлен он будет в большей мере инфляцией, наблюдаемой в стране. Предполагаемый рост может составить около 8 – 10%. На 2008 год заявлено большое количество объектов как торговых, так и с торговой составляющей – всего порядка 48 объектов. Планируемый объем ввода торговых площадей в 2008 году составит 2 386 тыс. кв. м. Учитывая характерную для рынка тенденцию переноса сроков ввода, можно прогнозировать открытие лишь 50% от заявленного объема. Таким образом, общий объем нового предложения в 2008 году может составить около 1190 тыс. кв. м. Торговая недвижимость. Наиболее крупные объекты, которые будут введены:
НазваниеАдресОбщая площадь (кв. м)Дата открытияЯкорные арендаторы ТРЦ «Мегаполис» Андропова пр., 4/10 72 000 1 кв. 2008 «Перекресток», «Детский мир», мультиплекс «Формула кино», центр развлечений «Гейм Зона», магазин электроники Торгово-досуговый центр Ленинский проспект, вл. 109 80 000 1 кв. 2008 Ile de Bote, «Спортмастер», «М-Видео» ТЦ «Молл Гэлери», Митино (II очередь) Пятницкое ш. 80 000 3 кв. 2008 н/д Торгово-выставочный комплекс Ореховый б-р, 22 а 96 000 2008 н/д «Ашан-тройка» в Сокольниках между ТТК и Верхней Красносельской улицей 118 000 2008 «Ашан», «Леруа Мерлен» и Decathlon ТЦ «Золотой Вавилон-3» на пересечении Рябиновой и Верейской улиц 143 000 2008 н/д ТРЦ GoodZone Каширское ш., 12 146 000 4 кв. 2008 пока не определены (направления: гипермаркет, магазин электроники и бытовой техники, магазин спортивных товаров, многозальный кинотеатр) ТЦ «Шоколад» 2-ой км МКАД 160 000 2008 н/д Торгово-офисный комплекс «Метрополис» Ленинградское ш., 16 215 000 2 кв. 2008 «Перекресток», «Стокман», «М-Видео», «Снежная королева», «Чемпион Боулинг», «Киностар Де Люкс» ТРЦ «РИО ГРАНД» Дмитровское ш., 163 а 270 000 3 кв. 2008 «Наш гипермаркет», «Наш Дом», «Эльдорадо» и «Детский мир» Развитие рынка торговой недвижимости Москвы в 2007 году продолжает оставаться стабильным. Качество вновь открывающихся объектов становится все выше, увеличивается их количество, как следствие - возрастает конкуренция, что говорит о переходе на новую стадию развития рынка. При этом доля вакантных площадей остается на низком уровне и составляет менее 1%. Одной из основных тенденций является рост количества многофункциональных проектов, в которых торговые площади занимают большую часть, то есть торговая функция является основной, а офисная, гостиничная и т.д. – дополнительными. Помимо этого растет доля развлекательной части как в многофункциональных комплексах, так и в торгово-развлекательных объектах. К основным тенденциям можно отнести и рост числа качественных торговых центров окружного и регионального масштабов: по-прежнему продолжается смещение интересов девелоперов торговых объектов к МКАД и за его пределы. Российский рынок торговой недвижимости с каждым годом привлекает все большее количество как российских, так и зарубежных инвесторов. В 2007 году на рынок вышли несколько новых европейских девелоперских компаний, привнеся с собою новые форматы торговых центров более высокого качества. Это в свою очередь приводит к стабильному росту предложения и высокой конкуренции в торговом сегменте рынка коммерческой недвижимости. С другой стороны, учитывая количество новых брендов и ритейлеров, планирующих выйти на российский рынок в 2008 – 2009 гг, спрос на торговые площади в Москве останется по прежнему на высоком уровне.
ул Малая Морская, д. 15, литера А, помещение 11-H, офис 5190031Санкт-Петербург,
Подписывайтесь на нашу группу в соцсетях
MAX,
ВК,
Телеграм,
и наш канал в
Дзен"
: больше интересных новостей каждый день.
Автор: редакция Restate.ru
Архив
Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это