Кризис и рост тарифов заставили собственников жилья Петербурга более ответственно подходить к вопросам распоряжения своей недвижимостью. Именно 5 групп вопросов – коммунальные услуги (29%), вопросы эффективного распоряжения недвижимостью (18%), протечки (17%), ТСЖ/ЖСК/ЖКС (9%) и целевые жилищные программы (7%) – больше всего волновали горожан в первом квартале 2010 года.
В числе основных обращений в комиссию по поводу коммунальных услуг можно выделить жалобы на неправомерные действия представителей ЗАО «Петроэлектросбыт», которые проводят проверки правил пользования электроэнергией с нарушением закона и производят перерастет по повышенным тарифам за якобы неучтенное потребление электроэнергии. Только за последнее время в Комиссию по недвижимости Общества потребителей по этому вопросу обратилось около 20 жителей Санкт-Петербурга, в основном это пожилые люди, которым за так называемое безучетное потребление электроэнергии из-за неисправности счетчиков начислялись платежи от 10 000 до 22 000 рублей и выше.
Отсутствие пломб на приборах учета контролерами расценивалось как нарушение, независимо от наличия или отсутствия акта обслуживающей организации о снятии пломбы и расчет за потребленную электроэнергию им производился по нормативу. Но при этом совершенно не учитывался неизменный объем электроэнергии, который пенсионеры потребляли и за который исправно платили как до, так и после устранения неисправности. Хотя расчет задолженности должен производиться с учетом конкретных обстоятельств по каждому конкретному абоненту, в том числе с учетом доказательств, свидетельствующих об исправности прибора учета на тот или иной день.
«Отчасти проблемы потребителей, судя по обращениям в Комиссию по недвижимости Общества потребителей, связаны с отсутствием у них прямых письменных договоров с ЗАО «Петроэлектросбыт» или элементарных памяток по установке и эксплуатации счетчиков в каждом доме», – комментирует председатель Комиссии по недвижимости Юрий Грудин. Другой острый вопрос, который интересует потребителей Петербурга, – это установка счетчиков на воду. Считается, что это один из самых эффективных способов сэкономить на коммунальных услугах. Однако прежде чем сэкономить, потребитель должен потратиться на покупку самих приборов (каждый стоит 1 000—1 500 руб.), их опечатывание и так называемую «поверку» (удостоверение исправности счетчика сотрудниками лицензированной организации которая проводится раз в несколько лет). Допускается установка только счетчиков, входящих в число внесенных в Государственный реестр средств измерений Госстандарта Российской Федерации (ныне - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии). При установке счетчика обязательно надо учитывать принцип действия, конфигурацию труб, степень погрешности прибора при разных объемах расхода носителя, качество самой установки. В противном случаи возможны протечки. Все приборы устанавливаются не раз и навсегда, а требуют плановой поверки: через 4 года – счетчики горячей и 6 лет – холодной воды. Проведение поверки требует снятия счетчиков, установки временных патрубков, доставки приборов в соответствующие организации, и последующей обратной установкой с оплатой всех этих услуг. Это тоже затраты. Таким образом, дешевле не поверять квартирные счетчики, а заменять их на новые с заводской поверкой.
Кроме того, установив счетчики на воду в своей квартире, житель дома, где не установлен общий прибор учета, сталкивается с необходимостью платить не по квартирным приборам учета, а по нормативам. Жалоб в Комиссию по недвижимости такого рода – на переплату – больше всего. Тогда как схема теплоснабжения и горячего водоснабжения такова, что свести учет по квартирам и общий по дому нельзя без дополнительной установки общего счетчика. Потребители не в курсе, что плата за горячую воду и отопление взимается по нормативам с квадратного метра или по данным установленного прибора учета, а счет к ТСЖ/ЖСК со стороны теплоснабжающей организации выставляется с учетом гигакалорий, предусмотренных проектной мощностью. В результате оказывается, что денег с собственников собирается меньше, чем следует платить поставщику воды и тепла. Разницу в показаниях ТСЖ все-равно обязано ему компенсировать. Оплачивать общедомовой перерасход, то есть фактически возмещать расходы соседей, платящих за коммунальные услуги фиксированную сумму, обязывает владельцев счётчиков постановление федерального правительства №307 от 23.05.2006 года. Для многих жильцов это является полным откровением. Также продление сроков приватизации вызвало у части потребителей опасение по поводу целесообразности оформления недвижимости в собственность. Бремя будущей ответственности за недвижимость заставляет их отложить принятие решения о приватизации или подыскивать более эффективные способы управления и распоряжения имуществом.
Почти 1/5 обращений в Комиссию по недвижимости в конце февраля-начале марта 2010 года – это жалобы на протечки. Типичные вопросы: Чистили снег в январе, пробили крышу. Залило квартиру. Куда обращаться? Как действовать? Как зафиксировать протечку? Как добиться от ТСЖ/ЖСК возмещения причиненного ущерба? Акт ТСЖ составило, однако в нем нет точного описания размеров, места расположения или характера следов протечки. Как быть? Есть ли шанс в суде возместить свои расходы? – Юристы Комиссии по недвижимости помогали потребителям, попавшим в трудную ситуацию, выработать алгоритм действий, давали рекомендации по проведению экспертизы, составляли обращения для суда. Сегодня ситуация такова, что добиться своего смогут только те, кто серьезно настроен на борьбу за возмещение ущерба и готов нести судебные издержки, в том числе на соответствующие экспертизы. При их отсутствии, в большинстве исках о взыскании материального ущерба причиненного заливом квартиры будет отказано по формальным основаниям со ссылкой на то, что «истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что залив квартиры произошел вследствие ненадлежащего содержания кровли со стороны обслуживающей организации».
Для успешного окончания подобного дела, нужно не только знать, к кому обращаться, а в случае отказа – кому предъявлять иск, но и иметь соответствующие доказательства. Печально, что большинство собственников квартир, пострадавших в результате протечек, чувствуют себя неуверенно и незащищено», – говорит председатель Комиссии по недвижимости Общества потребителей СПб и ЛО Юрий Грудин. Наконец один из самых сложных и разноплановых вопросов, которыми пришлось в первом квартале 2010 года заниматься юристам Комиссии по недвижимости Общества потребителей – это работа с обращениями граждан по поводу работы ТСЖ/ЖСК. Юристы комиссии как консультировали непосредственно собственников квартир, так и оказывали юридическое сопровождение деятельности самих ТСЖ/ЖСК. Как показывает практика работы действующих ТСЖ, важнейшей проблемой является постоянное отсутствие кворума на общих собраниях как собственников, так и членов ТСЖ, из-за чего невозможно переизбрать правление или председателя, принять серьезные решения по управлению общедолевой собственностью, решить серьезные финансовые вопросы или вопросы проведения капитального ремонта.
Собрания же в заочной форме зачастую проводятся с нарушением закона, в итоге его решения легко признать недействительными. В целом нежелание собственников вникать в проблемы управления своим домом создает условия для рейдерских захватов и переходу контроля за финансовыми потоками в руки недобросовестных людей. Юристы Комиссии по недвижимости консультировали ТСЖ/ЖСК по вопросам проведения собраний, перевыборов председателя и правления, выступали в роли наблюдателя в конфликтных ситуациях, сопровождали дела в судах, а в критических случаях брали ТСЖ/ЖСК на абонентское обслуживание.Одно из последних судебных дел, выигранных юристами Комиссии по недвижимости Общества потребителей – это взыскание убытков с ООО «Тепло Сервис» в пользу ЖСК-831 в размере 1 983 220, 53 руб. По договору, ответчик обязан был в оговоренные сроки заменить приборы и оборудование узла коммерческого учета тепла, но во время этого не сделал. В итоге ЖСК-831 пришлось платить за поставленную теплоэнергию, исходя не из показаний счетчика, а на основании расчетного метода. Юристконсульт Комиссии по недвижимости Общества потребителей Тэона Емельянова доказала в суде, что уплаченные ЖСК-831 суммы на основании расчетного метода – это его убытки, возникшие по вине ООО «Тепло Сервис». Ему теперь придется эту сумму – 1 983 220, 53 руб. – жилищному кооперативу возместить.
ул Малая Морская, д. 15, литера А, помещение 11-H, офис 5190031Санкт-Петербург,
Подписывайтесь на нашу группу в соцсетях
MAX,
ВК,
Телеграм,
и наш канал в
Дзен"
: больше интересных новостей каждый день.
По собственной информации. Гиперссылка на Restate.ru обязательна.
Автор: редакция Restate.ru
Архив
Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это