Об этом шла речь на первом съезде управляющих компаний, который прошел при поддержке правительства Петербурга, Национального объединения саморегулируемых организаций, управляющих недвижимостью (НОСО УН), СРО НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга».
По словам начальника Управления по работе с объединениями собственников жилья и управляющими компаниями Жилищного комитета Петербурга Дениса Шабурова, экономика всегда должна следовать за правом. «Мы же вынуждены жить в такой ситуации, когда право, в частности, регулирующее жилищную отрасль, изменяется так часто и так быстро, что экономика просто не успевает подстроиться», - заявил он. Так, например, за последние пять лет законодательство, которые регулирует взаимоотношение на рынке ЖКХ, изменились практически полностью. При этом, порой нормативно-правовые акты содержат определенные нестыковки, которые конфликтуют даже с положениями Жилищного кодекса. Например, поправками, внесенными в Жилищный Кодекс, в следующем году управляющее компании должны будут размещать информацию о своей деятельности, включая финансовую отчетность, в открытом доступе в Интернете. Тот, кто этого не сделает, будет штрафоваться на 250 тыс. руб. Следить за соблюдением законности поручено специальной структуре, которая должна быть создана на базе государственной жилищной инспекции. На сайте Министерства регионального развития размещен проект данного постановления, в котором говорится, что поскольку государство намерено взять на себя полномочия по регулированию рынка ЖКХ, то контроль это перейдет к Государственному жилищному надзору. И новая структура должна будет приступить к работе уже 1 января 2012 года. Однако, несмотря на то, что до конца этого года осталось совсем немного, до сих пор нет постановления правительства о создании новой контролирующей структуры. Как нет и решения, на каком же сайте эта информация все- таки будет публиковаться. Еще один казус – поправками в Жилищный кодекс жильцы многоквартирного дома получили право менять способ управления в любое время. «Это может привести к тому, что управляющим компаниям станет не выгодно инвестировать средства в обустройства домов. «Представьте себе такую картину – УК пришла, вложила свои деньги, закупив технику, отремонтировала инженерные сети, а жильцы- собственники ей могут запросто сказать, мол, спасибо, вы свободы, в ваших услугах мы больше не нуждаемся», – говорит Денис Шабуров.
Реформа идет, проблемы остаются
По мнению директора Института развития городов и городского хозяйства Александр Олтяну, главная причина проблем ЖКХ- это то, что жилищная реформа, которая началась у нас еще в 90-е годы прошлого века, до сих пор продолжается. Но проблемы, которая она должна была решить, остались. Одна из них – катастрофический износ фондов предприятий ЖКХ. По некоторым подсчетам он составляет от 60 до 80%, еще одна проблема – нехватка денег в сфере ЖКХ и плохой контроль за их использованием. Кроме того, эксперты говорят и о том, что состояние наших инженерных сетей не позволяет эффективно использовать энергетические ресурсы. Александр Олтяну считает, что выходом из этой ситуации должно стать изменение политики ценообразования для многоквартирных домов, которая «должна строиться» не на тарифах для нанимателей, а назначаться самими собственниками на общем собрании. «Отсутствие четко прописанных функций, состава содержания и ремонта МКД приводит к плачевным результатам. Необходимо понимать, что дом обслуживается не правовыми понятиями, а некой экономикой. Поэтому содержать дом на усредненных тарифах невозможно», - заявил он.
Господин Олтяну считает: для того чтобы решить вопросы, стоящие перед УК, люди должны платить за конкретную производственную программу, которая должна быть выполнена на их доме. «И если денег не хватает, то надо сразу говорить, что в таком случае не будет забит гвоздь или убран снег», - говорит он. По мнению эксперта в основе тарифов на коммунальные платежи должно стать знание жильцов о техническом состоянии дома. Для этого необходимо создать городскую систему мониторинга технического состояния объектов жилого фонда. При этом каждый объект дожжен быть самостоятельной единицей, а на каждый многоквартирный дом должно быть заведено «дело», в котором бы отражалось его техническое состояние, проведенный ремонт...
СРО не контролер, а защитник
Представитель Национального объединения саморегулируемых организаций управляющих недвижимостью Михаил Дамешек считает, что до тех пор, пока не существует методик и стандартов управления и предоставления жилищных и коммунальных услуг, управляющие компании, готовые профессионально отвечать за проблему ЖКХ должны объединяются в СРО. . «Саморегулируемая организация, помимо контролирующего органа, является защищающим органом, который представляет интересы управляющих компаний перед государственной властью», - подчеркнул он. По мнению выступающего, это наиболее важная функция СРО в условиях несовершенного законодательства, регулирующего сферу ЖКХ. А, учитывая то, что сфера ЖКХ выполняет социально-важную функцию, участники Съезда сошлись во мнении, что контроль деятельности управляющих компаний должен осуществляться не только со стороны государства, но и профессионального сообщества в лице саморегулируемых организаций.
Комментируя итоги первого съезда управляющий компаний, председатель Совета СРО НП «Объединение управляющих компаний» Алексей Белоусов отметил, что представители сферы ЖСК готовы к открытому диалогу, к обсуждению проблем качества предоставляемых услуг и совершенствования своей деятельности. «Считаю, что это уже большой шаг вперед в решении проблемы жилищно-коммунального хозяйства. Переход всей отрасли на саморегулирование позволит более оперативно и результативно устранить препятствия, мешающие управляющим компания работать максимально эффективно», - заявил он.
По итогам Первого Съезда управляющих компаний участники мероприятия единогласно приняли резолюцию, носящую декларативный характер.