Объем предложения и средний бюджет покупки на вторичном рынке жилья Москвы в ноябре сократились
Объем предложения на вторичном рынке жилья Москвы уменьшился на 3% и составил 46,1 тыс. квартир. Одновременно средний чек сделки сократился на 7%, до 9,3 млн рублей, подсчитали специалисты отдела исследований ГК «МИЭЛЬ». Средняя удельная цена предложения в рублях также уменьшилась на 0,6%, до 211,5 тыс. рублей за кв. м. С начала года сокращение составило 4,5%.
Среднемесячный объем предложения по итогам января-ноября 2016 года уменьшился на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Во-первых, выросл спрос: по итогам 11 месяцев 2016 года, по данным УФРС г. Москвы, зарегистрировано на 10% больше прав по договорам купли-продажи и мены, чем за аналогичный период прошлого года. Во-вторых, многие продавцы сняли объекты с продажи, ожидая более привлекательных цен.
Объем предложения на вторичном рынке Москвы в ноябре на фоне увеличения спроса по сравнению с предыдущим месяцем уменьшился на 3% и составил 46,1 тыс. квартир. При этом в эконом-классе объем предложения уменьшился по итогам месяца на 3,7%, в комфорт-классе – на 2,8%, в бизнес-классе – на 2,1%. Доля нового предложения (впервые выставленного в отчетном месяце) уменьшилась в ноябре до 22% с 24% в октябре. По сравнению с прошлым годом объем предложения на вторичном рынке Москвы несколько уменьшился и затоваривания не наблюдается.
Внутри каждого класса жилья изменение цены предложения отличалось по типу дома. Например, в эконом-классе больше всего потеряли панельные хрущевки – 4,1% с начала года). Но в общем вторичные квартиры эконом-класса подешевели меньше, чем комфорт- и бизнес-класса за счет увеличения доли продаж.
Наибольшей коррекции в 2016 году подверглись цены на квартиры бизнес-класса, особенно в монолитных и монолитно-кирпичных домах ЗАО и СЗАО – в округах с жилыми комплексами, построенными до 2008 года, с большими площадями, уникальными ремонтами, собственники которых высоко оценивают свои квартиры, однако спрос на такое жилье в текущих экономических условиях ограничен и высока конкуренция со стороны сегмента новостроек.
Выросла доля продаж в диапазоне от 6 до 9 млн рублей (с 28% в октябре до 39% в ноябре). Существенно увеличилась в ноябре и доля продаж квартир в диапазоне от 9 до 12 млн рублей, достигнув в ноябре 26% (максимальный показатель с начала 2016 года). Однако в ноябре уменьшилась доля продаж квартир дороже 12 млн рублей (с 25% в октябре до 14% в ноябре).