Мнение эксперта: Почему в России вдвое сократился запуск новых жилищных проектов и как побороть кризис?
Еще в середине 2022 года девелоперы начали сокращать активность, так как льготная ипотека подходила к концу, и рынок был перегрет ставками от 0,01%. Пиковая активность покупателей, когда люди хотели поскорее вложить деньги в недвижимость, прошла. Коновалова Мария, директор по маркетингу «Тренд Новостройки», рассказала Restate о реальной ситуации, которая сложилась на рынке недвижимости, и о том, чего стоит ждать в ближайшем будущем.
В ЦБ признавали, что резкое завершение программы льготной ипотеки ударит по строительной отрасли. Поэтому ее продление на 2023 год и 8% — компромисс, призванный поддержать спрос на новостройки.
Однако поддержать — не значит увеличить. Уже в конце прошлого года было понятно, что спрос на жилье в любом случае поползет вниз, что мы и наблюдаем. В январе 2023 года выдано в три раза меньше кредитов по государственным программам, чем в декабре — на 134 млрд рублей.
Поэтому девелоперы и сокращают запуск новых проектов, однако для некоторых из них это даже не главная проблема. Из-за низкого спроса к концу 2022 года на рынке недвижимости было в продаже около 70 млн кв.м. жилья на разных этапах готовности, то есть 66% всех новостроек остались непроданными.
Если говорить о прогнозах, плавное падение спроса в этом году продолжится. Застройщики будут предлагать программы с низкими ставками и дисконты на жилье — уже сейчас мы видим снижение от 10% до 30% в некоторых ЖК.
Если не брать в расчет скидки отдельных застройщиков, цены на первичку вряд ли будут снижаться существенно, так как себестоимость строительства только увеличивается. Скорее всего, они будут медленно расти, прибавляя по 1-5%.
Снижающаяся динамика продлится до конца 2023 года, а дальше все будет зависеть от ипотечных ставок и экономической ситуации в стране. Выход из кризиса также зависит от общей ситуации, доходов населения, отсутствия паники и неопределенности покупателей. С ростом покупательской способности цены и спрос на жилье станут более стабильными, не будет надобности в льготных программах, которые при слишком низких ставках искусственно повышают цены на новостройки, создавая на рынке недвижимости ценовые пузыри.
Коновалова Мария, директор по маркетингу цифрового агентства недвижимости «Тренд Новостройки», специально для Restate.ru
ул Малая Морская, д. 15, литера А, помещение 11-H, офис 5190031Санкт-Петербург,